Понятие “гламур” в современной моде — предмет пристального внимания и одновременно насмешки. Явление в какой-то степени разделяет эстетические и культурные слои общества на два лагеря, каждый из которых смотрит на противоположный с долей презрения. Считается, что гламурность — это вид изысканного самовозвышения, замыкания на собственном внешнем образе. В более примитивном представлении гламурность ассоциируется с розовым цветом и гипертрофией форм…
Нельзя назвать справедливым такое отношение, хотя бы потому, что гламур — это исторический и культурный феномен, часть картины мира, имеющая такое же право на существование, как наука, религия или искусство. В какой-то степени это и есть искусство построения самодостаточного образа, для которого внешнее очарование — цель, смысл и суть существования.
Информационно насыщенный мир порождает массу поверхностных суждений, последователи которых склонны к категоричности, разделению картины на “плохо” и “хорошо” без объективной оценки. Объективно гламур — это все же искусство, вид картины мира, система мировосприятия и взаимоотношений с окружением, пусть и несколько страдающая от поверхностности. Но не всем же быть философами, как и не всем быть писаными красавцами!

Это началось с Людовика XIV

Про историю слова glamour написано много, достаточно лишь упомянуть, что это производное от grammaire – “грамматика”, “обучение” и grimoire — “колдовские чары”. Слово пришло во французский язык из шотландского и приобрело сегодняшнее звучание и значение.Гламурное мироощущение зародилось в XVII веке во Франции — это времена стиля барокко, эпоха “Короля-Солнца” Людовика XIV, для которого светский образ жизни с налетом изысканности и глянца был естественным и практическим повседневным. Не стоит забывать, что именно период его правления знаменателен для французской истории — Людовик смог сделать Францию великой. Но он умел не забывать себя, строить образ, придавать образу первостепенное значение.
Стиль барокко с его плавными линиями, отказом от излишней темноты в одеяниях, золотой и серебряной отделкой бархата — это начало своего рода культурной революции в европейском представлении о моде и эстетике. Образ вышел на первое место — человек полагал, что после строгости средневековья он вправе показать себя в достижимом блеске, сверкнуть возможностями, продемонстрировать умение и желание находиться в роскоши.

Феномен гламура — образ жизни и возможности

С точки зрения культурной доминанты гламур — это способность показать себя во всем блеске, явить миру собственный образ, вполне соответствующий фразе «Ум человека проявляется в том, как он держит трость». Да, это попытка найти компромисс между яркостью одежд и глубиною восприятия мира, но ведь и Пушкин заметил, что “быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей…”Долгое время гламур оставался показателем состоятельности — вести светский образ жизни со свойственной ему атрибутикой могли позволить себе люди исключительно высокого достатка. Внешность требует вложений! — создание блестящего образа, того самого колдовского очарования внешнего облика стоит не просто дорого — это затратный образ жизни.
Но времена меняются, и чем больше человек создает доступных вещей, тем меньше они составляют ценность в массовом сознании. Сейчас никого не удивить пуговицами любых форм и расцветок, а ведь в XVII веке за пуговицу отдавали состояния… Гламур постепенно обесценился — теперь внешний глянец образа достигается не возможностью дорого платить за вещи ценные, элитные, а скорее доступностью самого образа жизни. “Век не салонов, а гостиных, не Рекамье, а просто дам” — так охарактеризовал смену эпох Александр Блок.
Плохую службу гламуру сослужило ограниченное понимание его смысла — внешний блеск образа жизни, его стилистическая насыщенность уступили место концентрации на атрибутике. Предмет насмешек нашего времени — “гламурное кисо” окружает себя дешевой атрибутикой, за которую часто платит неоправданно много только потому, что дороговизна стала показателем стиля. С появлением феномена кича гламур скатился до розовой занавески в ванной.

Голливудское перерождение

Феномен гламура пережил второе рождение благодаря Голливуду — ближе к середине прошлого века зародился и стремительно вошел в повседневность Pin-Up, стиль, демонстрирующий кукольную красоту и едва скрытую, а потому и призывную сексуальность. Пин-ап — это концентрация на образе, который часто вовсе не имеет ничего общего с реальностью.
Голливудское понимание образа как цели и сути развития стало вторым рождением гламура. Стремление женщины внешне походить на кукольные образы девушек с плакатов сделало свое дело. Еще десяток лет — и глянцевые журналы тиражируют гламур как возвращение к эпохе роскоши, убеждают аудиторию в том, что достаточно внешнего сходства с неким идеалом, который нашел реальное воплощение в образах актрис, идеальных, выглаженных, доведенных до неживого совершенства.
Образы Одри Хепберн и Мерлин Монро — типичные представители внешнего проявления гламура, который уже через пару десятков лет начнет сдавать позиции. Мода меняется, возвращается к естественности, глянец и внешний блеск раздражают демократичного представителя современной цивилизации. С 70-х годов прошлого века гламурность претерпевает новую трансформацию — Голливуд предлагает новый образ, женщина-мальчишка, худенький подросток, существо почти бесполое, но тем возбуждающее интерес… Тогда же возникает феномен глэм-рока, идолом которого становится Дэвид Боуи, яркий, подчеркнуто метросексуальный, вызывающий и стильный.Еще через пару десятков лет гламур захватывают бренды. Признаком стиля становится все, что связано с громким коммерческим наименованием производителя — раскрученность и известность затмевают все, отметают практичность и реальную ценность предмета.

Право быть собой

Гламур сегодня — это яркость, все та же концентрация на внешней атрибутике образа, демонстрация некоей избранности по принципу владения недоступным. Это касается не только финансовой стороны дела, а даже больше возможности позволить себе нечто, на что не решились бы другие. История гламура не закончилась — завершив очередной цикл трансформаций, он снова возвращается как образ жизни. Яркий, подчеркнуто стильный, концентрированной на образе своего последователя. А что до обвинений в “пустоте” — это совершенно иное дело. Каждый вправе видеть мир по-своему и транслировать свою картину мира доступными способами. 

Автор текста: Михаил Сорокин