Интеллектуальная мода

Отечественный дизайнер Игорь Чапурин в особом представлении не нуждается. Список клиентов, в который входят первые леди страны, награды всевозможных конкурсов модельеров — свидетельства высокого профессионализма мастера и креативного подхода к созданию каждого наряда.

Охарактеризуйте бренд Chapurin в трёх-четырех словах.
— Качество, интеллект, оригинальность, индивидуальность.

Как приходят идеи коллекций?
— Черпать вдохновение можно в кино, музыке, театре, истории, в образах великих женщин. Когда я думаю над новой коллекцией, читаю много книг по истории искусства. Например, работая над балетом «Класс-концерт», я изучал книги об интерьерах 1960-х годов.

Вы создавали костюмы и декорации для балетов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Что общего между высокой модой и театром?
— Сочетание цветов, законы композиции, визуальная выразительность, свет — все играет огромную роль как на сцене, так и на подиуме. Задача театральных постановок и модных шоу — затронуть какие-то чувственно-эмоциональные струны в зрителях. Но достигается это с помощью разных приемов.
Театр — деликатная сфера, она учит тонкости и фундаментирует мою работу в мире моды, придавая ей глубину. Например, при создании костюмов к комедии «Горе от ума» мы использовали силуэты в стиле ампира, технологию кроя конца XIX века. Процесс изготовления костюмов стал сложнее, было потрачено больше времени, но это был уникальный опыт.

«Жизнь прекрасна, когда есть выбор. Когда ты выбираешь, при этом фантазируешь в любой сфере наших жизненных историй — еды, отношений, чувств, секса, всего что угодно. Ткани — такая же фактура жизни».

Каких модельеров вы назвали бы своими учителями? Если можно было бы перенестись в любую эпоху, в любую точку земного шара, для кого вы бы создавали одежду?
— Мне интересно было бы создавать одежду для дам Франции эпохи Возрождения. Мой учитель в моде — княгиня Ирен Голицына. Я работал с ней в 1990-е годы и создал несколько коллекций Haute Couture для ее Дома моды Galitzine. Это человек-легенда, ослепительная во всех проявлениях: в поступках, беседе, суждениях о людях, образе жизни. Ирен чудесным образом удавалось сочетать романтизм своего времени и умение творить совершенно по-новому. Мне было приятно, что в силуэтах моих моделей Ирен находила что-то общее с собственными идеями.

Какие личные черты стали для вас ключом к успеху? Как совместить творчество и бизнес, приходится ли идти на компромиссы?
— Трудолюбие и преданность своему делу. Нужно всегда верить в то, что ты делаешь, и не давать себе шанса схалтурить. Ведь в моде нет мелочей, все имеет смысл и значение. Я уверен, что мода — это не искусство в чистом понимании. И бизнесменом мне приходится быть практически всегда. Это часть моего «я». А так как сфера творчества с этим «я» связана, то в создании того или иного продукта естественно и органично принимает участие Чапурин-художник и Чапурин-бизнесмен.

Существует ли связь между выбором цветовой гаммы в одежде и мировосприятием?
— Связь проявляется во всем, пусть даже и подсознательно. По предпочтению в цветах можно многое сказать о человеке. Мне нравятся сложные цвета. Уже на протяжении многих лет корпоративный цвет нашего дома моды — шоколадно-коричневый, тонкий и интеллектуальный, олицетворяющий мою любовь к сложности процесса и качеству исполнения.

«Идеально выглядит тот, кто находится в гармонии с самим собой, исполнен внутренней уверенности. Маниакальное следование сиюминутной моде, не сверяя ее со своей внешностью, настроением, заводит в тупик».

Ваш самый неожиданный поступок?
— После моего успеха на международном конкурсе, организованном компанией Nina Ricci, передо мной открылись широкие перспективы для работы в России и за рубежом. Мне предложили работу в доме моды Max Mara, на тот момент очень успешном. Неожиданно для всех и самого себя я предпочел вернуться в Россию и связать свое будущее с родиной. Возможно, я выбрал тернистый путь. Но наша страна дает несравненно больше, чем Западная Европа. Здесь можно почувствовать себя художником, создать собственную школу.

Что нового хочется внести в творческий процесс? Автором каких инновационных идей вы стали?
— Я считаю себя дизайнером XXI века, предпочитаю придерживаться инноваций. В наше время мир постоянно меняется, и вместе с ним меняется творческий процесс. Как-то мы создали в коллекции ощущение татуировок на теле — узоры, выполненные нашими вышивальщицами, предельно убедительно смотрелись на сложных платьях. В одной из первых коллекций Haute Couture Дома моды Chapurin мы использовали элементы из соломы. Это была смелая и креативная идея, учитывая неординарность процесса работы с этим материалом.

Автор текста: Людмила Рощевкина
Опубликовано, ESTET №17
О коллекции Chapurin «Haute Couture» 2016