20 октября 2017 года Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства открывает постоянную экспозицию «Русский стиль. От историзма к модерну». В современном музейном пространстве — в главном доме усадьбы Остерманов — будет развернута экспозиция, раскрывающая этапы становления и развития Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве от периода «историзма» 1830-1870-х годов до «неорусского стиля» — существенной грани русского модерна (1880-1900-е годы). В экспозиции будут представлены уникальные предметы русского искусства из коллекции музея: ткачество и вышивка, изделия из металла, дерева, керамики, выполненные мастерами Абрамцево и Талашкино, а также других мастерских и промыслов (1830-1900-е годы).

Среди наиболее ярких и значимых экспонатов экспозиции: набор для напитков Императорского стекольного завода; серебряная солонка с декором в виде крестьянской вышивки ювелирной фирмы Павла Овчинникова; предметы мебели по эскизам Елена Поленовой; майоликовый камин Михаила Врубеля «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича»; а также работы Виктора Васнецова, Александра Головина, Сергея Малютина, Николая Рериха и других художников Абрамцевского кружка и Талашкинских мастерских.

♦ Ваза декоративная. г. Москва. Фирма П.А.Овчинникова. 
Конец XIX-начало XX вв. Сапфир, аметист, турмалин, гранат, сердолик, серебро, канфарение, золочение, литье, эмаль по скани.
♦ Набор для напитков в русско-византийском «стиле» 
(Блюдо, графин, стопки). 1870 г. ИСЗ, по рис. И. Монигетти.

Камин (керамическая облицовка) «Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем», составленная из майоликовых изразцов,
Автор модели: М.А. Врубель. Россия. Абрамцевская гончарная мастерская, конец XIX-начало XX вв. Майолика, глазури цветные, рельеф

«Русский стиль. От историзма к модерну» — широкая панорама художественных направлений, течений и школ, которая сложилась в конце XIX — начале ХХ века в Европе и была связана с крупнейшим художественным стилем — модерн. Это были единые процессы для европейской и мировой культуры той эпохи.
Именно в стиле модерн зарождаются национально-романтические направления, связанные с поисками своей самобытности, неповторимости и характерных черт своей национальной культуры и искусства. Свое вдохновение художники черпали в исторических национальных традициях, народном искусстве и быте своего народа. Творчество русских художников, переосмысляющих национальные традиции, вызвало в Европе волну интереса к русской культуре, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, театру, моде.
Обращение к истокам декоративно-прикладного искусства России и его творческое переосмысление — один из трендов современного российского общества и отечественного дизайна.

Братина «Петух». Автор эскиза: А.Я. Головин.  Художественная гончарная мастерская «Абрамцево», конец 1890-х  гг. Майолика, рельеф, глазурь цветная, обжиг восстановительный, позолота

Ковш-ендова.Автор эскиза: М.К. Тенишева. Смоленская губ., Талашкино. Талашкинские художественные мастерские,1900 г. Дерево (береза), долбление, резьба плоскорельефная, резьба контурная, подкраска, вощение.

Партнер открытия «Модный Дом Ulyana Sergeenko». Ульяна Сергеенко — единственный русский кутюрье, чей модный Дом признан официальным участником Недели высокой моды в Париже. Главную роль в создании коллекций Ulyana Sergeenko Couture играет использование ручного труда: все изделия характеризуются высоким качеством исполнения, разработкой и использованием авторских вышивок и принтов. Дизайнер интерпретирует традиционные технологии производства, создавая современные наряды и аксессуары, в которых используются такие трудоемкие техники, как вологодское кружевоплетение, вышивка жемчугом и бисером, флорентийская мозаика, резьба по дереву и камню, крестецкая вышивка и многие другие. Внимание к мельчайшим деталям, работа с имперской и советской эстетикой умело воплощаются дизайнером в фантазийных образах коллекций.

Открытие постоянной экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну»

♦ Братина и ковш в «псевдорусском стиле». Дятьковский завод, 1890-е гг. По эскизу Е. БЕМ.
♦ Кувшин с орнаментом в «псевдорусском стиле». Императорский стекольный завод, 1870 г. По эскизу В. Гартмана.
Фото предоставлены пресс-службой ВМДПНИ

Перейти на сайт ВМДПНИ