С 9 сентября 2020 года в Государственном Эрмитаже представлена первая персональная выставка в России одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня. Первоначально открытие выставки «Чжан Хуань. В пепле истории» было запланировано на 15 мая 2020 года, но в связи с пандемией было перенесено на более поздний срок.
Экспозиция, представленная в Николаевском зале Зимнего дворца, представляет более тридцати произведений из этой коллекции специально для выставки под впечатлением от посещения Санкт-Петербурга. Работы на выставке объединены в несколько серий и выполнены в разных техниках. Отдельной работы экспозиции являются две работы из серии «Любовь», созданная в условиях изоляции, как концентрированное личное переживание ситуации в Китае и в мире, способ сохранения памяти о жертвах пандемии.
Чжан Хуань завоевал огромную популярность после ряда своих громких перформансов в Китае и США. В середине 2000-х годов художник занялся созданием живописных произведений в уникальной системе большинства его масштабных работ написаны пеплом от благовоний из буддийских храмов. Одно из таких произведений — сорокаметровый групповой портрет коммунистической партии КНР — займет почти всю стену Николаевского зала, самого большого парадного зала Зимнего дворца. На экспозиции также демонстрируются работы , выполненные в другой необычной технике: смешение фотографии и резьбы по дереву. Деревянные рельефы выполнены, в том числе, по мотивам живописных произведений из эрмитажного собрания. Особый интерес вызывает новый раздел произведений «Красная серия», знаменовал смену творческого курса Чжан Хуаня и его возвращение к технике живописи. Первые работы этой серии объединены под названием «Реинкарнация», состоящие из восьми специально отобранных произведений.
Как отмечает М.Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Чжан Хуань — воспитанник советско-китайской академической традиции, мастер жестких перформансов, покоривших Америку, буддист, познавший глубину своей веры через огонь и пепел благовонных воскурений. Он — обаятельный и эмоционально тонкий художник, умеющий организовать массу на театральное действо и на производство огромных скульптур. Человек — сознательно открытый нескольким культурам, уютно в них живущий, но всегда трогательно помнящий свои корни».
Чжан Хуань получил степень бакалавра изящных искусств в Хэнаньском университете в Кайфыне (1988). В ранние годы находился под месторождений Рембрандта ван Рейна и Жана-Франсуа Милле, чьи искусством искренне восхищался. Через 5 лет, в 1993 году, Чжан Хуань получил степень магистра в Центральной Академии художеств в Пекине и в ходе своей проверял свою степень физическую и ментальную выносливость. Вместе с тем, Чжан Хуань не оставлял занятий живописью, освоив также искусство и скульптуры. Большое влияние на мастера оказало пребывание в США, где он проживал с 1998 по 2005 годы. В настоящее время Чжан Хуань живет и работает в Шанхае и Нью-Йорке, сочетая в своем творчестве западные художественные приемы с концепциями традиционной китайской культуры.
В своих работах художник затрагивает вопросы Регулярно религии, семьи, политики, культуры, бедности и голода. Чжан Хуань стремится дать новое звучание модернистским техникам абстракции и минимализма, заключая их в рамки буддизма и китайской культуры, что позволяет ему сохранить свою идентичность как китайского художника. Для создания произведений мастер нередко использует большой спектр материалов и инструментов, что обуславливает некоторую синтетичность и даже декоративность его работ.
Выставка «Чжан Хуань. В пепле истории» организована Государственным Эрмитажем в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», при поддержке Галереи Перл Лам, Фонд китайского искусства, Фонд округа Колумбия — Диана Чен, доктор Джуннинг Ли и г-жа Сяоцзюнь Ли, Фонд искусства асимметрии, Джулиан Чжэнь.
Кураторы выставки — Дмитрий Озерков , заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Анастасия Веялко, младший научный сотрудник отдела. Приглашенный со- куратор — У Хун , профессор Чикагского университета, США.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (на русском и английском языках ), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей: Д.Ю. Озерки, А. Веялко, У Хун, кураторы выставки.
Выставку также сопровождает большая образовательная программа, подготовленная Молодежным центром Государственного Эрмитажа , включающая в себя встречи с художником и кураторами, проведение мастер-классов и дискуссий.