Спустя более чем 90 лет, работы талантливых художников и друзей, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, снова представлены вместе.

Непростые, драматичные судьбы Павла Бенькова и Николая Фешина были полны трагических поворотов и творческих подъемов. Поиски места под солнцем, которые закончились для Фешина эмиграцией в США, а для Бенькова переездом в Узбекистан, подарили художникам новые темы и новый живописный колорит. Но эти же поиски стали причиной долгого и длинного пути Николая Фешина и Павла Бенькова к российскому зрителю.

П.П. Беньков. «Девушка-хивинка». 1931.
Холст, масло. 128 х 132,5 см.
Государственная Третьяковская галерея

Слева: Н.И. Фешин.
«Портрет девочки из племени Таос». 1930
Холст, масло. 86 × 64 см.
Частное собрание, Москва

На новой выставке Восток встретился с Западом. Весенние акации Самарканда оказались рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары — рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков — рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Америки.

В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс, 10 частных коллекционеров.

Н.И. Фешин. «Портрет Антонио Триана» 1930-е гг. (холст, масло, 61х50,5 см). Собрание Александра Дадиани, Москва
Слева: П.П. Беньков. «Старая Бухара». 1931. 82х72 см. ГМВ

К выставке выпущен каталог «Место под солнцем. Беньков/Фешин» с обзором творчества художников, научными статьями искусствоведов и историков. Проект открылся за несколько месяцев до юбилея Павла Бенькова — 140-летия со дня его рождения.

Н.И. Фешин. «Дома в Нью-Йорке». 1924 (47,5х55,9 см, х. на доске, м.).
Частное собрание, Москва