8 июня – 24 сентября 2023

Летом в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Выбор Добычиной», посвященная одной из первых российских галеристок.

В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича. Экспозиция представит Надежду Добычину в двух главных профессиональных ролях: коллекционера и устроительницы выставок.
Художественное бюро Н. Е. Добычиной на протяжении почти десяти лет было главной независимой площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы, а коллекционеры — приобретать произведения современных мастеров. Выступая одновременно и как галерист, и как куратор, Надежда Евсеевна дала возможность Марку Шагалу, Юрию Анненкову и другим еще не признанным на тот момент авторам впервые широко представить свое творчество столичной публике.

Бакст Лев. Портрет Д. В. Философова. 1897

Экспозиция «Выбор Добычиной» познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина — художника и теоретика авангарда, близкого друга Добычиной. Участниками выставок Бюро в разное время были Натан Альтман, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Розанова, Ян Ционглинский и другие.
Посетители также увидят работы из личной коллекции Надежды Добычиной: живопись и графику ведущих мастеров начала XX века, среди которых Александр Бенуа, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, а также произведения менее известных авторов: Валентины Ходасевич, Виктора Замирайло, Юрия Черкесова и других.

К.С. Петров-Водкин. Натюрморт. 1920

Продолжение экспозиции на третьем этаже музея будет посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Первая мировая война, а впоследствии две революции вносили коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников дали возможность восстановить тематику и состав участников нереализованных выставок: показов персидского и японского искусства, выставки мастеров русской провинции, персональных экспозиций Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василия Шухаева и Николая Рериха. Этот раздел выставки позволит представить, что могли увидеть гости таких «неслучившихся» проектов.

Выставка станет первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и ее влиянию на русскую культуру начала XX века. Составить представление о деятельности галеристки помогут произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев. В их числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Приморская государственная картинная галерея, Музей русского искусства в Ереване, Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева и другие.

Бенуа Александр. Эскиз декорации к драме А. С. Пушкина Пир во время чумы. 1914

Ряд произведений будут сопровождать тактильные станции с объемными макетами картин и дополнительными элементами, дающими представление о фактуре живописи. Прочувствовать настроение работ помогут ароматы, созданные парфюмерами бренда NŌSE Perfumes по мотивам четырех картин Наталии Гончаровой, Ильи Машкова, Роберта Фалька и Ольги Розановой. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых.
В каталог выставки войдут статьи куратора Анны Скляревской и искусствоведов Натальи Мюррей и Наталии Семёновой, посвященные Надежде Добычиной и ее личной коллекции искусства, деятельности Художественного бюро и устройству художественного рынка в России 1900–1910-х годов.
Куратор выставки Анна Скляревская, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Выставка организована при финансовой поддержке Владимира Воронина. Средства были направлены на страхование и транспортировку картин, печать каталога и изготовление тактильных станций.