КомМиссия — новояз, слово, изобретённое художником Хихусом (Павлом Сухих) и арт-куратором Наташей Монастырёвой, давно вошло в лексикон комиксистов и ценителей рисованных историй. Международный фестиваль комиксов «КомМиссия» стартует в девятнадцатый раз, и впервые — в онлайн-формате. С 10 по 13 декабря на youtube-канале Российской государственной библиотеки для молодёжи пройдут трансляции фестивальных событий, в числе которых — презентации тематических выставок современных российских и зарубежных художников. Видел все работы и составлял программу мероприятий — Алим Велитов — художник, руководитель Московского комикс-клуба, а теперь и новый директор «КомМиссии».

В начале двухтысячных, когда появилась «КомМиссия», андеграундное искусство комиксистов вызывало любопытство и интерес буквально у всех. А что сейчас?
— В последние десятилетия ситуация сильно изменилась. Комиксы выбрались из самиздатовского подполья. В России было издано и продолжает издаваться довольно много интересных вещей, как современных, так и классических графических романов, таких как «Сурвило» Ольги Лаврентьевой, «Полуночная земля» Юлии Никитиной, «Корто Мальтезе» Уго Пратта, «Маус» Арта Шпигельмана и многие другие. Комиксов стало полно. В интернете можно легко найти даже раритетные издания. Любую книгу можно заказать почти из любой точки мира. Чтобы не утонуть в этом океане визуальной информации необходима навигация. В некотором смысле эту функцию выполняет фестиваль. Для нового поколения молодых авторов — это шанс засветиться и представить публике свой проект, для корифеев принять участие в комикс-процессе. А для зрителей — возможность получить удовольствие от хороших комиксов.
Вы были постоянным участником фестиваля, а теперь ваш статус — директор «КомМиссии». Груз ответственности тяжёл?
— Я стал директором фестиваля довольно неожиданно даже для самого себя. Внезапно на выставке Хихуса узнал, что фестиваль собираются закрывать, я ощутил импульс, ко мне пришла мысль, что должен подхватить знамя и продолжить это дело. Меня поддержали в Библиотеке для Молодёжи, а также Татьяна Алисова, которая стала новым арт-директором фестиваля. Без командной поддержки это было бы невозможно.
Как происходит ротация участников на фестивале?
— Прислать работу на фестиваль может любой автор — профи или любитель. Затем оргкомитет из всех заявленных проектов отбирает сто лучших работ в шорт-лист. Эти комиксы публикуются на сайте и в каталоге. Из этой подборки отсеиваются еще пятьдесят тех историй, которые войдут в экспозицию. Потом новая селекция — отбирается ещё тридцать. Потом присоединяется экспертное жюри, и называет победителей по девяти главным номинациям. Эти талантливые авторы в финале получают призы.

А что касается афиши мероприятий, как её формировали? Чем руководствовались?
— «Перерождение» — тема фестиваля этого года. Так вышло, что эта тема потянула за собой и другие смыслы — из-за известных обстоятельств нам пришлось переместить все мероприятия в онлайн-формат. Такое вот «цифровое перерождение». Но, примеривая новые правила, мы поняли, что составленная программа комфортно воспринимается и в дистанционном режиме, что градус праздничного общения должен остаться. Надеюсь, что всё так и сложится.
На ваш взгляд, какие события нынешней «КомМиссии» пополнят славную историю фестиваля?
— Лично я возлагаю надежды на новый формат знакомства с художниками и их работами — «парад авторов», где творцы представляют своё творчество в форме коротких презентаций. Посмотрим на деле, как это приживётся.
Каким вы видите будущее фестиваля?
— В нынешних условиях загадывать не решусь. Все непрерывно меняется. Хотелось бы верить, что фестиваль будет снова проводиться вживую и вновь превратится в многолюдное праздничное событие, подводящее итоги комиксного года. «КомМиссия» по-прежнему будет основной платформой для встреч специалистов, рисующих комиксы, издающих и тех, кто их читает. Появится ещё больше изданных книжек, среди которых можно будет выбрать претендентов на главный приз, а самое главное — ярких персонажей, отражающих дух нашего времени и интересных миров, в которых хотелось бы побывать.