Ирвин Пенн (Irving Penn) — один из влиятельных фотографов XX века, важнейший представитель модной фотографии. Пенн работал на такие популярные журналы, как Harpers Bazaar, Saks Fifth Avenue и Vogue Magazine. Его самая известная работа «Cuzco Children» была продана за $529000.
Ирвин родился в Плайнфилде в 1917 году (Нью-Джерси), в семье еврейских эмигрантов из России. В восемнадцать лет он записался на четырехлетний курс рекламного дизайна к Алексею Бродовичу в Школу искусств при Филадельфийском музее искусств. Одновременно с обучением профессии Пенн подрабатывал курьером в Harper’s Bazaar, затем помогал художнику рисовать эскизы обуви, был подмастерьем. В 1938 году он закончил учебу и стал арт-редактором журнала Лиги Юниоров, а после перешел на аналогичную должность в роскошный универмаг Saks Fifth Avenue. Но в возрасте двадцати пяти лет он уволился и на свои небольшие сбережения отправился в Мехико, где целый год занимался живописью, прежде чем окончательно осознать своё истинное призвание.
«Великолепный снимок — это вещь в себе, а не компромисс на пути к печатной странице».
Вернувшись в Нью-Йорк, Пенн успешно прошел собеседование и попал к арт-редактору Vogue Александру Либерману, который принял Ирвина на работу в качестве своего ассистента. 26-летний дизайнер имел собственное представление о том, как должна выглядеть обложка, но не находил понимания у штатных фотографов журнала. Тогда Либерман посоветовал ему самому взять в руки фотокамеру, и 1 октября 1943 года на обложке главного женского фэшн-журнала всех времен и народов появилась первая фотография Ирвина Пенна.
Для фотографий Пенна характерно использование разнообразных, изобретенных им самим приемов, коллекцию которых он постоянно пополнял. Например, помещал свою модель в угол, имитирующий, по мысли фотографа, замкнутое пространство. Некоторые модели чувствовали себя спокойно, другим представлялось будто они в капкане или тюремной камере. Пенн был одним из первых, кто стал фотографировать модель на однородном белом или сером фоне. Купив в магазине на Третьей Авеню старинный ковер, он использовал его в течение нескольких месяцев; на его фоне фотографировались Джон Дьюи и Альфред Хичкок. Разные части ковра отличались по тону и узору, и фотограф мог подбирать для каждой модели свой определенный кусочек фона.
«Съемка пирожного тоже может быть искусством»
Модель Джин Пэтчетт вспоминает о работе с Пенном: «Мы пролетели
32 сотни миль. Добрались до места и просидели там без дела целую неделю.
И все это время мистер Пенн к своей камере даже не притронулся. Я начинала беспокоиться. Каждый день я вставала, готовилась к съемке, а он ничего не снимал.
В конце концов, помню, мы забрели в маленькое кафе. Напротив меня сидел какой-то парень. Настроение было ужасное. Очень хотелось послать все подальше, поехать домой, и я сунула в рот жемчуг, сняла туфли — ноги ныли от бесконечной ходьбы. И вдруг Пенн крикнул: «Стоп! Снимаю!» После сцены в кафе он для каждого снимка стал придумывать истории, а я должна была их играть».
В 1952 году Александр Либерман сообщил Пенну, что руководству Vogue уже не нравится его работа, что его фотографии буквально «прожигают страницы». «Потом я понял, что они хотели от меня славных, сладких, чистеньких картинок с хорошенькими девочками. Я стал их делать и меня начали печатать по 200-300 страниц в год. До тех пор я старался делать фотографии, после этого
я начал производить предметы потребления».
Среди работ фотографа нет случайных и безыдейных кадров, для каждой он выдумывал сценарий. Он мог часами выжидать момент, и только когда был уверен, нажимал на кнопку «спуск». Ирвин Пенн выпустил около шести книг, многие из его работ выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в музее «Метрополитен».