Еврейский музей и центр толерантности представляет выставочный проект «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» Часть II.

30 марта – 28 мая 2017
Еврейский музей совместно с «Энциклопедией русского авангарда» представляет продолжение масштабного выставочного проекта под кураторством Андрея Сарабьянова – уникальную коллекцию искусства авангарда из собраний региональных музеев 17 городов: Архангельска, Астрахани, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Смоленска, Тулы, Чебоксар, Ярославля, Яранска. Главная идея выставки – показать забытые произведения известных, малоизвестных или совсем неизвестных художников авангарда, хранящиеся в коллекциях региональных музеев.
Экспозиция является логическим продолжением первой выставки «До востребования», проходившей в музее весной 2016 года. Хронология второй части выставки охватывает период с 1917 года до начала 1930-х годов. В это время продолжается художественная эволюция тех стилей, которые возникли в 1910-е годы (сезаннизм, кубофутуризм, примитивизм) и, одновременно, формируются новые направления, такие как беспредметность и конструктивизм.

А.М. Родченко. «Линии на зеленом». 1919. Холст, масло. КОГБУК «Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых» г. Киров

На авангардную сцену выходит поколение молодых художников, которые учились во Вхутемасе у самых известных мастеров авангарда, главным образом у представителей «Бубнового валета». Теперь их воспитанники формируют лицо нового искусства. Все они работают в пределах фигуративности, но развивают новые авангардные направления – экспрессионизм, сюрреализм. Одновременно возникают школы признанных мастеров беспредметного авангарда: школа Казимира Малевича в Витебске и школа Михаила Матюшина в Петрограде-Ленинграде. Александр Родченко также собирает вокруг себя молодых представителей беспредметности и зарождающегося конструктивизма.
Для второй части выставки в Еврейском музее и центре толерантности из коллекций региональных музеев России было отобрано более 100 произведений как общеизвестных художников-авангардистов – Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Павла Филонова, так и малоизвестных авторов – Михаила Менькова, Якова Паина, Романа Семашкевича, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого и других.
В основу выставки легли материалы исследовательской работы, изданной в виде фундаментальной трёхтомной «Энциклопедии русского авангарда».