Кто-то мечтает о дворце. Для кого-то «с милым рай и в шалаше». Кому-то милее всего небоскреб в стиле хай-тек. И лишь немногие в наш сложный и противоречивый век способны по-настоящему ощутить и постичь ту потрясающую космическую гармонию, при которой Домом становится весь мир…

Японский композитор KITARO (наст. имя — Масанори Такахаси) — один из основателей музыкального стиля нью-эйдж, сочетающего электронную, классическую музыку и этнические мотивы разных народов Земли. Уже более 20 лет он живет в своем доме в горах, близ штата Колорадо, в лесу, среди медведей и тигров. Не смотрит телевизор. Не читает газет и не слушает радио. И путешествует по миру, обретая Дом повсюду, куда он приносит свое удивительное искусство. Лучшие мировые концертные площадки борются за право первыми пригласить его к себе. Обладатель Grammy за альбом Thinking of you 1999 года, KITARO — настоящий человек мира.

dom-velichinoyu-s-kosmos

Господин Масанори, вы живете на Западе, родились на Востоке, можно сказать, проделали свой Шелковый путь. Как изменилось за это время ваше представление о связи культур Запада и Востока?
Я был во многих странах, видел множество культур. И, знаете, до сих пор не разучился удивляться. Меня интересует все, к чему я прикасаюсь, что вижу, чем дышу. Я многому учусь у тех людей, которых встречал во время путешествий, с кем разговаривал. Быть может, это покажется странным, но во многом я познаю окружающий мир через музыку и еду (смеется). Эти две вещи оказывают сильное влияние на то, как я сочиняю. Я стараюсь соединять огромные миры воображения, которые рождаются у меня внутри, а также расширить географические и языковые границы, чтобы зафиксировать ту красоту, с которой я столкнулся. Несмотря на то, что и Востоку, и Западу присущи свои уникальные черты, мы все одинаковы. Мы все живем на Матушке Земле и составляем нечто единое.

Для передачи огромного многообразия звуков мира вы используете синтезатор. Именно он навевает вам такие чудесные картины, которые материализуются при прослушивании Ваших альбомов?
Огромное влияние на мою музыку оказывает природа. Воздух, вода, ветер, лес… По названиям некоторых песен видно, откуда я черпал вдохновение. А синтезатор, конечно, удивительное изобретение, он позволяет составлять единое полотно, используя и звуки различных инструментов, и натуральных, и искусственных, и шумы, в том числе и природные. В 2001 году я начал свой проект Ku-Kai. Посетил 88 замков в Сикоку (Япония) и записал звуки колоколов каждого замка как основу для композиций альбома Sacred Journey of Ku-Kai. На сегодняшний день их уже 4 — от vol.1 до vol.4.

Многие ваши альбомы и композиции посвящены путешествиям. Все они были написаны в путешествиях? Расскажите, пожалуйста, какие страны и регионы мира произвели на Вас большее впечатление?
Иногда действительно я пишу в путешествиях, а иногда сочиняю музыку по возвращению домой. Каждая страна уникальна и обладает прекрасной культурой. Одно из самых запоминающихся путешествий — это, конечно же, Шелковый Путь. Еще в 1980 году японская телевизионная компания (NHK) попросила меня написать музыку для документального сериала Silk Road. Они прислали мне записи, сделанные на Шелковом Пути, и они показались мне очень интересными. После того, как я написал музыку для 12 эпизодов, NHK дали мне возможность попутешествовать по Китаю, и это был потрясающий опыт. Я все еще исполняю Theme from Silk Road на каждом концерте. Когда я это делаю, перед глазами проносятся сцены из жизни Древнего Китая. Конечно, эта композиция стоит в программе моего мирового симфонического тура. Я очень рад поделиться этой особенной композицией с моими поклонниками и в России.

На какой музыке формировался ваш вкус?
Когда я начинал заниматься музыкой, я слушал рок и блюз. Но сейчас я слушаю исключительно музыку собственного сочинения. Почему? Я просто хочу избежать каких бы то ни было влияний. Возможно, поэтому моя музыка и кажется многим людям чем-то неповторимым.

dom-velichinoyu-s-kosmos

Практикуете ли вы какие-либо техники самосовершенствования — медитация, йога и другие?
Я изучал йогу и медитации еще в 70-х годах в Индии. Там я жил несколько лет и учился. Этот опыт был бесценным с точки зрения открытия сознания и души. Именно после пребывания в Индии я начал создавать музыку. Все это не осталось в прошлом. Я все еще занимаюсь медитацией, молюсь о мире.

Существуют два типа людей: одни, чтобы постичь красоту мира, окружают себя роскошью, изысканной кухней лучшими напитками, самыми чарующими запахами и шедеврами искусства, другие (и мы знаем такие примеры) удалялись в монастыри, пещеры. Что есть для вас красота?
Для меня красота — это наша удивительная планета Земля. Но я боюсь, что эта красота не продлится долго, пока мы продолжаем жить, как сейчас, потребительски относясь ко всему: друг другу, природным ресурсам. Об этом люди знали люди еще тысячи лет назад и свое знание они зафиксировали в великих книгах. Но люди все равно остаются глухими, они не слышат этих слов, поэтому и неспособны чаще всего услышать голоса Земли. Нужно изменить сознание, прийти к пониманию единства всего живого и научиться усмирять свое Эго.
Вроде все так просто, мы все это знаем! Но тем не менее живем по-другому. Планета существует не только для людей. Мы дети Матери Земли наравне с другими живыми существами. Поэтому в прошлом году я написал альбом Final Call и хочу донести это послание людям во всем мире, пока мы не перешли роковую черту, вернуться откуда будет невозможно. Я призываю всех осознать это и спасти ту красоту, которая у нас есть.

Опубликовано в ESTET/14