7 марта — 18 мая 2025 года
Адрес: Музей архитектуры им. А.В. Щусева, ул. Воздвиженка, 5/25

2025 год — это год юбилея архитектора и художника Константина Степановича Мельникова. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева и его филиал Государственный Музей Константина и Виктора Мельниковых при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представляют два выставочных проекта к этой знаменательной дате.

Фотовыставка «Образы Дома Мельникова» демонстрирует зрителю более 80 фотоснимков Дома Мельникова разных авторов, с момента его строительства в 1927-1929 годах до наших дней.
Выставка «Муза архитектора Мельникова» расскажет о семейной жизни Константина Степановича и Анны Гавриловны через историю бытования и реставрации венчального платья, одного из интереснейших экспонатов Музея Мельниковых.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева: «Главное произведение Константина Мельникова — собственный дом в Кривоарбатском переулке – и при жизни архитектора, и после его смерти был центром притяжения для поклонников его таланта. Сегодня дом недоступен для гостей в связи с реставрацией, но мы продолжаем говорить о Мельникове в стенах Музея архитектуры и раскрываем новые грани его биографии. Два выставочных проекта, которые мы представляем одновременно, дополняют друг друга, профессиональная история переплетается с личной: дом раскрывается как невероятный архитектурный объект и как место, где протекала наполненная творчеством и общением жизнь семьи, а супруга Константина Степановича Анна Гавриловна предстает прекрасной дамой и музой, 62 года сопровождавшей мастера на его жизненном пути».

Вид на Дом Мельникова. 1953 г. Бумага, карандаш. Фото: К.С. Мельников
Дом Мельникова в процессе реставрации. 1990-е гг. Фото: У. Брумфилд

Выставка «Образы Дома Мельникова»

Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Аптекарский приказ

Дом Мельникова — один из самых известных в мире памятников эпохи авангарда — часто становился объектом художественной и документальной съёмки разных поколений фотографов, начиная с его строительства в 1927-1929 годах вплоть до реставрации последних лет.
Фотографии архитекторов разных эпох и стран, собранные на выставке, являются выражением не только всемирного интереса к самому архитектурному памятнику, Дому Мельникова, но и к творческому наследию архитектора, вопросам сохранения архитектурного наследия и научной реставрации сооружения, которая продлится до конца 2025 года.

На выставке представлено 60 работ таких фотографов как: Александр Родченко, Игорь Пальмин, Анри Картье-Брессон, Уильям Брумфилд, Александр Наану, Ольга Отченашева, Михаил Розанов и Ольга Мелекесцева. Фотографии, размещённые в хронологическом порядке, позволят проследить почти столетнюю историю Дома Мельникова.

Выставку откроет раздел с фотоснимками Дома авторства самого Константина Степановича. Будучи талантливым архитектором и художником, он не упустил возможность проявить себя и в качестве фотохудожника. Константин Мельников во время строительства собственного дома старался фиксировать все важные моменты не только в дневниках, но и с помощью фотоаппарата. Дом Мельникова стал главным экспериментом жизни архитектора, а также отражением философии его стиля и творческой лабораторией. Архив мастера включает целую серию фотографий оригинальных отпечатков и стеклянных негативов, на которых в качестве главного героя выступает дом в Кривоарбатском переулке. Большую часть кадров архитектор делал самостоятельно на собственный фотоаппарат фирмы Kodak, приобретённый им на гонорар за работу над павильоном СССР в Париже в 1925 году.
Благодаря этим фотографиями у зрителя будет возможность оценить все особенности памятника; увидеть хроникальные кадры его строительства в 1927-1929 годах; проследить, как менялись интерьеры и планировка дома, когда в нём жили разные поколения семьи Мельниковых.

Дом Мельникова. Фрагмент южного фасада. Фото: И.А. Пальмин
Дом Мельникова. Вид главного фасада. 1930-е

Анна Кистанова, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых, куратор выставки: «Дом Мельникова — признанный во всём мире шедевр архитектурного авангарда, интерес к которому не угасает вот уже 98 лет. На выставке «Образы Дома Мельникова» у нас появилась возможность рассказать историю этого сооружения через фотографии, многие из которых хранились в архиве архитектора и ранее не были доступны для широкой аудитории. Мы покажем, как фотографы и сам архитектор фиксировали историю строительства и бытования жилого Дома на протяжении 50 лет. А также работы современных фотографов, которые запечатлели Дом — уже музей с 2014 года — и событие, свидетелями которого мы стали — научную реставрацию здания».
После завершения строительства дом-мастерскую снимал и известный конструктивист Александр Родченко, поддерживавший дружбу с Константином после совместной командировки в Париж. Посетители выставки увидят оригинальные отпечатки знаменитого фотографа, подаренные Мельникову.

Зимний свет в гостиной. 2021 г. Фото: О. Мелекесцева
Дом Мельникова. Гостиная. Ноябрь 2022 г. Фото: Михаил Розанов

В 1932 году британский фотограф и путешественник Роберт Байрон сделал серию кадров с фасадами памятника авангарда, а также интерьеров спальни и мастерской. Спустя 40 лет Москву посетил знаменитый французский фотограф Анри-Картье Брессон, один из основоположников документальной съёмки и объединения Magnum Photos. Вместе со своей супругой, мастером репортажной съёмки — Мартиной Франк — они устроили Константину Мельникову постановочную фотосессию в интерьерах дома. Кадров было сделано более 100, но фотографы отобрали 3 лучших, по их мнению, и прислали авторские отпечатки с памятными подписями архитектору. Константин Мельников был представлен на них как живая легенда. Оригиналы этих фоторабот показаны на фотовыставке впервые.
Период бытования Дома после смерти архитектора показан в кадрах известного архитектурного фотографа Игоря Пальмина. Он мастерски запечатлел детали интерьера, особенный свет и атмосферу, ощущение присутствия Константина Мельникова. Он же показал Дом в период 1980-х годов, когда его хранителем был сын архитектора — Виктор Константинович Мельников.

Дом Мельникова. Конструкция крыши северного цилиндра. 1927 г. Фото: К.С. Мельников
Фасад дома. 1980-е гг. Фото: У. Брумфилд

Американский историк русской архитектуры, фотограф, профессор славистики Тулейнского университета, друг Музея архитектуры Уильям Брумфилд посещал Дом Мельникова несколько раз и успел запечатлеть сооружение в процессе первых реставрационных работ в 1990-е годы. Эти кадры имели важное значение для последующего изучения памятника спустя 30 лет, перед текущей реставрацией.
В 2014 году был создан Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, филиал Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Новый музей стал центром сохранения, изучения и популяризации творческого наследия архитектора Константина Мельникова и его сына, художника Виктора Мельникова, а Дом Мельникова — его главным объектом показа. Серия фотографий этого периода представлена в работах современных архитектурных фотографов: Александра Наану, Ольги Отченашевой, Михаила Розанова, Ольги Мелекесцевой. Дом Мельникова на этих кадрах — уже музей.
Теме научной реставрации памятника авангарда, активный этап которой начался в 2023 году, посвящена серия работ архитектора-реставратора бюро «Рождественка» Ирины Кудрявцевой.
Экспозиция дополнена архивными документами и личными вещами архитектора Константина Мельникова. На выставке представлено 90 экспонатов.

К.С. Мельников в гостиной Дома. Нач. 1930х гг.
Константин и Анна во время отдых в Сибуре. Фото сделано на личный фотоаппарат К.С. Мельникова и проявлено во Франции. Лето 1925 года

Выставка «Муза архитектора Мельникова»

Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Анфилада

Проводя биографические выставки, Музей архитектуры всегда стремится раскрыть и личность мастеров: какими они были при жизни, чем увлекались помимо работы. Рассказать о всемирно известном архитекторе помогают мельчайшие детали биографии, личные вещи, дневниковые записи.
Для Константина Мельникова семья всегда была важнейшей частью жизни. Родные делили с ним радости творческих побед и горести отлучения от профессии, помогали пережить самые сложные моменты профессиональной биографии и вдохновляли на дальнейшую работу.
На выставке «Муза архитектора Мельникова пойдёт речь о спутнице мастера, его главной опоре и вдохновительнице — Анне Гавриловне Мельниковой, их истории знакомства, любви, начале семейной жизни, которая продлилась 62 года. Центральный объект выставки — мемориальный предмет — венчальное платье Анны Мельниковой.
Знакомство с купеческой дочерью Анной Яблоковой состоялось летом 1910 года, когда юный студент Мельников отдыхал на даче у своего друга и покровителя инженера-теплотехника Владимира Чаплина. Пара общалась, писала друг другу письма, Константин приходил в гости в квартиру семьи Яблоковых, и 2 апреля 1912 года, в день именин Анны, Константин всё-таки решился и сделал предложение. 16 апреля 1912 года пара обвенчалась в церкви Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской улице.

Свадебное платье А.Г. Мельниковой в процессе реставрации. Общие виды и детали

Венчальное платье Анны Гавриловны, созданное по индивидуальному заказу, — главный экспонат выставки. Этот предмет приоткрывает биографические страницы семьи Мельниковых и знакомит зрителей с несколькими важными темами.
Сегодня в реставрации находится не только здание Дома Мельникова, но и предметы мемориальной обстановки: мебель, личные вещи членов семьи, предметы творческого наследия Константина и Виктора Мельниковых. Одной из самых долгих и сложных, а также нетипичной для Музея архитектуры и Музея Мельниковых реставраций стала работа над венчальным платьем. Несмотря на то, что этот предмет находился в пространстве Дома Мельникова — в своём микроклимате — реставратора ждала кропотливая работа с тонкими тканями и декоративными элементами, которая заняла три года.

А.Г. Мельникова в гостиной Дома. Нач. 1930-х гг.
К.С. Мельников. Анна Мельникова. Рисунок. 1914 г. Бумага, уголь, белила

Анна Кистанова, куратор проекта, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых: «Свадебное платье Анны Мельниковой — это уникальный мемориальный предмет, который чудом сохранился в Доме Мельникова. Когда было принято решение отдать его на реставрацию, я ждала самого печального вердикта: сохранить невозможно, только сшить платье-дублёр. Но, к счастью, реставрация оказалась возможной, платье удалось сохранить практически в первозданном виде. Удивительная работа реставратора Татьяны Анатольевны Соколовой длилась три года. Теперь музей может рассказать ещё одну историю из жизни Константина Мельникова и продемонстрировать широкой публике венчальный наряд Анны Мельниковой».
Камерная выставка перенесёт зрителя в эпоху модерна, во времена студенчества Константина Мельникова, и погрузит в атмосферу швейной мастерской начала XX века. Помимо самого платья зритель увидит эскизы знаменитого архитектора эпохи Иллариона Александровича Иванова-Шица, фотографии и открытки начала XX века из коллекции Музея архитектуры, живописные и графические портреты Анны Мельниковой работы Константина Степановича, а также фильм о процессе реставрации платья.

Куратор выставочных проектов:
Анна Кистанова – директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых