Портреты знаменитейших писателей, поэтов, художников XX века работы Антонио Гальвеса — на новой выставке в Институте Сервантеса. Институт Сервантеса в Москве представляет выставку «Антонио Гальвес. Мои головастые друзья» (куратор Андрес Санчес Робайна). Московские зрители увидят избранные фотографии и документы из коллекции автора.
Каталонский художник, фотограф, график Антонио Гальвес родился в Барселоне в 1928 году, сейчас живет там же. Почти три десятилетия, 1965 по 1992 год, Гальвес провел в Париже.
Выставка представляет самую значительную часть его творчества — портреты, выполненные с 1960-х годов до недавнего времени. Эта серия, которую сам Гальвес со временем дружески и юмористически назвал «Mes amis les grosses têtes» («Мои головастые друзья»), отражает его отношения с различными деятелями искусства, литературы и философии — людьми, определившими целую эпоху в культуре, художниками, писателями, общественными деятелями из Испании, Франции, Аргентины, Кубы, Мексики, Великобритании и других стран.
На выставке в Институте Сервантеса представлены десятки неожиданных, глубоких, ироничных портретов. Нобелевские лауреаты по литературе Марио Варгас Льоса и Октавио Пас. Писатели Хулио Кортасар и Габриэль Гарсиа Маркес, Алехо Карпентьер и Андре Мальро, Хуан Гойтисоло и Анаис Нин. Поэты Рафаэль Альберти, Пабло Неруда, Хосе Анхель Валенте… Кинорежиссер Луис Бунюэль. Писательница и мыслительница Мария Самбрано. Художники Сальвадор Дали, Жоан Миро, Антонио Саура, Фрэнсис Бэкон… Композитор Микис Теодоракис.
Почти все они встречались в Париже. Именно там Антонио Гальвес познакомился с Луисом Бунюэлем. Их представил друг другу мексиканский поэт Октавио Пас, будущий Нобелевский лауреат по литературе. «Я опьянел от Бунюэля», — признавался Гальвес. Он залпом посмотрел все фильмы арагонского режиссера. Понял, что и в своем творчестве идет по пути сюрреализма (а Гальвес в то время занимался также театральной сценографией).
Антонио Гальвес участвовал в съемках бунюэлевских картин «Млечный путь» и «Скромное обаяние буржуазии» (удостоенной «Оскара» как лучший иностранный фильм в 1972 году). Луис Бунюэль создавал свои шедевры — Гальвес создавал портреты режиссера. «У меня была полная свобода. Я мог ходить везде и снимать что хочу. Разве что не мог заставить Бунюэля лазить по деревьям», — так описал Гальвес их взаимоотношения на съемочной площадке.
Подобные истории встреч, дружбы, переплетний судеб и творческих идей — за каждым портретом этой выставки.