Тринадцатого марта в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, откроется выставка «Илья Ильф — одесский москвич! Писатель с фотоаппаратом». На ней впервые будут представлены фотографии и документы из семейного архива писателя и драматурга Ильи Ильфа, предметы из коллекций других музеев и частных собраний, а также работы современных художников — комиксы арт-группы Zukclub и графические рассказы Максима Чумина, Кирилла Кутузова и Евгения Киямова.
В 1923 году будущий соавтор романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» переехал из Одессы в Москву, которая совсем недавно снова приобрела статус столицы. Новая власть планировала превратить город в точку притяжения всего прогрессивного человечества, а посему Москве предстояло претерпеть значительные изменения. Город расширяли, здания сносили, на их местах возникали новые сооружения. Исчезали монастыри и церкви, крепостные стены и водонапорные башни, на месте которых прокладывались проспекты, строились наркоматы, дома культуры, павильоны станций метро.
Илья Ильф полюбил Москву сразу и очень скоро сделался москвичом, сохранив нежность к «далекой родине». Увлекшись фотографией в 1929 году, он в своих снимках сохраняет частный взгляд горожанина. Предметом интереса становится повседневная жизнь: семья, друзья и коллеги. Ильф не игнорирует важные перемены — так, снимки разрушения храма Христа Спасителя сделаны с его собственного балкона, копия которого воспроизведена в пространстве выставки.
Рома Либеров, куратор выставки: «Ильф наблюдал нечто похожее на то, что мы наблюдаем сегодня. Превращение Москвы в какой-то другой город. Мне кажется, ему немного грустно из-за исчезновения Сретенского монастыря, Крестовских водонапорных башен, Сухаревой башни, храма Христа Спасителя. Мы, нынешние жители Москвы, видим, что роль города меняется. Из-за этого у многих появляется ностальгический ресентимент по поводу тех мест, которые исчезают. Хотя мы понимаем: для того чтобы что-то создать, надо что-то разрушить».
Изменениям в городе посвящена часть экспозиции на цокольном этаже Центра Гиляровского. Здесь посетитель обнаружит интерактивную инсталляцию, повествующую о разрушенных в 1920–1930-е годы сооружениях столицы.
На первом этаже посетитель увидит классическую подъездную дверь, за которой начинается «город». В этом пространстве размещены около 90 фотографий Ильфа, которые сопровождают инсталляции из гибкого неона. Работы воспроизводят неосуществленный проект Дворца Советов, Дом Моссельпрома и станцию метро «Красные Ворота».
На втором этаже посетитель попадет в коридор, где встретит фотографии людей в городе и документы в выдвижных ящиках. В центре этой части экспозиции — окно, в котором можно увидеть мебель из Дома на набережной.
Рома Либеров, куратор выставки: «Я познакомился с дочерью Ильфа Александрой во время съемок фильма о Юрии Олеше, и мы крепко подружились. Благодаря этому я приступил к съемкам фильма “ИЛЬФИПЕТРОВ”. Даже после завершения съемок мы с Александрой Ильиничной еще очень долго изучали архивы, упорядочивали документы, сканировали их. Она очень хотела, чтобы я не переставал этим заниматься. Поэтому я чувствую, что у меня есть довольно серьезный моральный долг, не говоря о том, что Ильф стал мне просто родным человеком. Тут уже никуда не деться».
Выставочный проект «Илья Ильф — одесский москвич! Писатель с фотоаппаратом» — еще один шаг в исследовании жизни и творчества Ильфа. Он сделан в партнерстве с Музеем Михаила Булгакова, где в рамках выставки «Илья Ильф — прописан в Москве!» была реконструирована первая московская комната писателя. Художником-архитектором обеих выставок является Анна Румянцева.
Выставка посвящается памяти дочери писателя, Александры Ильф, и создана при поддержке Российского еврейского конгресса, Центр профориентации Московского метрополитена и Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).