Одно из главных деловых событий в международной индустрии моды — BRICS+ Fashion Summit — пройдет с 3 по 5 октября в МКЗ “Зарядье”. Мероприятие посетят главы модных ассоциаций, эксперты индустрии, дизайнеры из более 100 стран.
Насыщенная программа круглых столов, дискуссий, публичных интервью с лидерами отрасли охватывает весь спектр тем от тонкостей ведения бизнеса до социокультурного значения работы дизайнеров. В том числе в русле сохранения национальных традиций и ценностей и налаживании международных связей. Об этом, в частности, пойдет речь на пленарной сессии «Мода вокруг света. Разгадывая код культуры», которая состоится 3 октября в 15.00 в Большом зале.
Некоторые особенно актуальные темы проходят красной нитью через все дни деловой программы. Одна из них — отражение национальных особенностей в современном городском стиле. Культурные коды играют ключевую роль в формировании модных тенденций по всему миру, отражая уникальные традиции, символы и ценности каждого региона.
Интеграция культурных кодов в моду, вплетение национальных мотивов в современные дизайнерские образы, верность своим корням, находящая отражение в коллекциях, становится глобальным трендом. Мы видим это повсеместно: в Европе переосмысленные французский романтизм и британская чопорность долгие годы не покидают подиумы, в Африке и Латинской Америке в моделях регулярно встречаются этнические узоры, текстуры и цвета, связанные с коренными народами. Современные японские дизайнеры фантазируют с темой кимоно, корейские используют ханбок, китайские — старинные орнаменты, сочетая древние символы с новейшими технологиями и урбанистическим духом.
Модная индустрия, таким образом, предстает носителем глубинных ценностей стран всего мира, отражением их надежд и устремлений. И логично предположить, что в будущем можно ожидать дальнейшей интеграции: ведь использование культурных кодов в одежде привносит в современный стиль дополнительную самобытность и разнообразие.
Чего стоит ожидать от такого взаимопроникновения традиций и футуристического настроя?
Существует ли опасность утраты уникальности локальных культур в условиях глобальных трендов?
Как бренды используют культурные коды в своих маркетинговых стратегиях? Насколько эффективно это работает для привлечения аудитории?
Станут ли в будущем культурные коды более интегрированными в мировую моду, или же мы увидим усиление локальных и национальных особенностей?
Какую роль должны играть дизайнеры и модная индустрия в поддержании и популяризации культурных кодов?
Эти и другие вопросы обсудят участники одной из ключевых сессий деловой программы в первый же день работы Саммита. Модератором дискуссии «Мода вокруг света. Разгадывая код культуры» выступит Виктория Джанибекян, заведующая кафедрой Искусства костюма и моды РГУ имени А.Н. Косыгина, а своим мнением по теме поделятся представители международных недель моды, а также дизайнеры и основатели брендов. Среди выступающих — Надежда Абзаева (основатель и дизайнер бренда Abzaeva), Зарина Ватаева (арт-директор, режиссер, модельер-художник бренда SofiRaR), модельер и «гуру» конкурсов красоты из Гайаны Рэнди Мадрей, основатель конкурса Missnat Bénin Натабу Ахуну Мари–Жози, генеральный директор Недели моды в Гондурасе Алехандро Медрано, генеральный директор и президент Недели моды на Сейшельских островах Карола Тери и др.
Эта деловая сессия найдет своеобразное продолжение в ряде показов Московской недели моды в ЦВЗ “Манеж”, где будут представлены бренды, для которых отражение культурного кода в актуальных коллекциях — не теория, а каждодневный труд и важнейшая ценность. Свои модели представят Зайнаб Сайдулаева и ее бренд Measure (Махачкала), Зухат Асекова (ZUHAT), Джамиля Афашагова (SaiJamin, Нальчик), Изабелла Дордоосова (Inniki, Якутск), Сапият Эркенова (SPONTA, Учкекен, Карачаево-Черкессия).
Бренд Measure погружает в наследие Дагестана и Востока, отражая влияние традиционных нарядов, быта и искусства за счет узнаваемых форм и культурных символов в современном прочтении, лишенном налета архаичности. В работах Зайнаб древние традиции трансформируются в динамичный, отчасти даже спортивный стиль, но при этом сохраняют свою уникальную идентичность.
Модели SaiJamin — это недвусмысленные отсылки к национальному черкесскому костюму, дополненные игрой цвета, фактур и линий. Вышивка и узоры не перегружают общий силуэт, как и затейливые рукава — с разрезами, фонариками, клеш. Да и обилие белого цвета отсылает к традиционным национальным мотивам и образам горных заснеженных вершин.
Коллекция Inniki присутствует архитектурная точность и уважение к традициям: в своих коллекциях Изабелла использует традиционные якутские узоры, переосмысленные в современном контексте. В моделях SS25 «D3» скрыт тайный смысл, вдохновленный глубокой философией старинных мифов — о древе, символизирующем взаимосвязь человека с природой, о концепции «трех кут» — трех душ человека. И в итоге одежда для повседневной жизни — туники, накидки, костюмы с их геометричными силуэтами и сложными вышивками или металлическими элементами — превращается в символ якутской культуры и природы.
Одежда ZUHAT — уютная, скромная, универсальная, но каждый дроп имеет свою историю и корнями уходит в национальный костюм и ориентализм, призывая поразмышлять о судьбе “малых народов” Кавказа и их исторических ДНК, находящих отклик в самоощущении и стиле современных молодых людей. В коллекциях — лаконичные адаптации привычных футболок, толстовок, лонгсливов из тенселя, вискозы, шелка, хлопка, льна и сатина, а главный хит и ноу-хау бренда — шарф с лентой по внешней стороне головы, что очень удобно для тех, кто носит хиджаб.
Дизайнерские решения SPONTA также базируются на трепетном отношении к локальным ценностям, традициям и канонам, но расширяют границы образа горянки, делая его современным и актуальным. Это привычная, но в то же время прогрессивная, универсальная, удобная коллекция вязаных водолазок и свитеров, разноплановых юбок с фартуками, блуз с лентами, рубашек с регулирующимися горловинами, льняных платьев и пр.