Москва и москвички

Недавняя нашумевшая премьера новой киноверсии «Мастера и Маргариты» вновь пробудила интерес к образу раннесоветской женщины, жительницы большого города. «Музей Москвы» пригласил двух известных искусствоведок, Ксению Гусеву и Надежду Плунгян, чтобы собрать большую, как теперь говорят, кураторскую экспозицию, которая рассказала бы об этом интереснейшем типаже.

Так появился концепт выставки «Москвичка», которую организаторы назвали главной экспозицией музея в сезоне-2024. Ее составили 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций — полотна, рисунки, плакаты, скульптуры, текстиль, фотографии. Среди них — работы признанных мастеров: Малевича, Дейнеки, Лентулова, Юона, Тышлера, Кончаловского, Машкова, Лабаса, Родченко, Корина. А также творения художниц, которые заслуживают по крайней мере неменьшего признания, но известны только профессионалам и продвинутым любителям искусства: Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Киры Мосяковой, Маргариты Иноземцевой, Анель Судакевич, Людмилы Маяковской (сестры поэта).

Петр Караченцов.
Плакат «Каждый колхоз…». 1936.
Бумага, литография. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Сергей Герасимов.
Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой. 1939. Холст, масло.
Пермская государственная
художественная галерея

Владимир Васильев.
Сын родился. 1937. Холст, масло.
Пермская государственная
художественная галерея

«В своей книге “Рождение советской женщины” я рассказала о довоенном искусстве через историю женских типажей, — комментирует Надежда Плунгян. — Выставка “Москвичка” стала для меня возможностью продолжить это исследование, значительно его расширив. Меня много лет интересует образ раннесоветской москвички как выпуклое соединение реального и идеального в художественном пространстве. И это сочетание нашло свое отражено в названиях разделов, где конкретные образы (“Героиня НЭПа”) соседствуют с метафорическими (“Превращение в памятник”)».
Сокураторство с Ксенией Гусевой, по словам Надежды Плунгян, позволило дополнить первоначальный замысел экспозиции «текстильной проблематикой». Помимо картин и скульптур, на выставке демонстрируются образцы вышивок, принтов на ткани и моделей одежды и аксессуаров, реконструированных по эскизам и выкройкам модельерок 1920-1930-х — Валентины Ходасевич, Варвары Степановой и знаменитой скульпторши Веры Мухиной, которая, помимо «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана (эскиз которого ей много лет приписывают городские легенды), создавала и одежду. Кстати, очень интересную — этакий модифицированный в рабоче-колхозном духе парижский ар-деко. В общем, как подчеркивает Надежда Плунгян, экспозиция «сфокусирована на союзе индустрии и искусства».

Плакат «Что дала Октябрьская революция работнице и крестьянке». 1920.
Бумага, литография. Музей Москвы
Лозунг. 1918-1921. Музей Москвы

«Четыре года назад на выставке “Ткани Москвы” (которая, к сожалению, работала очень недолго из-за ковидных ограничений. — прим. Estetmag.ru) мы представили истории двенадцати московских художниц-производственниц, которые полностью посвятили себя текстильной промышленности и за десятилетия советской власти разработали тысячи рисунков для ткани, — комментирует Ксения Гусева. — На выставке “Москвичка” мне важно было обратиться к тем, кто сформировал этот тип художницы в 1920-х годах. Я остановилась на девяти героинях, каждая из которых по-своему раскрыла потенциал и возможности искусства текстиля и моды. Одни попали в индустрию волей случая, другие — осознанно включились в процесс, а для кого-то работа с костюмом или тканями стала лишь одной из страниц их большой биографии, но в результате оказала сильное влияние на весь творческий метод».


Выставка очень масштабна, но производит впечатление уютной камерности благодаря удачной сценографии. Огромное пространство Провиантских складов разделено извилистыми перегородками на тематические разделы-галереи, раскрывающие раннесоветскую женщину во всех ее многоразличных ипостасях — от революционной работницы и спортсменки-комсомолки до нэпманши и «профессиональной жены инженера» — и на уютные малые залы, отведенные персонально девяти художницам, работавшим с одеждой и текстилем.

Выставка «Москвичка» в Музее Москвы работает до 25 августа 2024 года.
Фото автора и пресс-службы Музея Москвы