Выставка «Это музей» в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной раскрывает тему фестиваля этого года «Музей — это люди». Куратором выставки стала Нина Гомиашвили, архитектор — Сергей Мешалкин. Выставочный проект был представлен в день открытия фестиваля и будет работать до 26 мая включительно. Далее он откроется для публики в июне и продолжит свою работу до сентября 2024 года.
Отвечая на вопрос «Что такое современный музей?», лежащий в основе первой Национальной премии в области музейного дела им. Д.С.Лихачева, экспозиция показывает музейное закулисье, освещает скрытые музейные процессы и рассказывает о людях, которые работают, сохраняют и подробно изучают самые разные темы. Главными героями проекта стали музейные профессионалы: от звездных кураторов до смотрителей и хранителей, которые обычно остаются вне поля зрения посетителей. В основе выставки лежит принцип «самый-самый» (самый старый музей, самая большая музейная коллекция, самый маленький музей и т.д.).
Четыре выставочных зала затрагивают актуальные темы музейного дела — архивация экспонатов, реставрация и инклюзия. Экспозиция позволит узнать об истории появления музея, его устройстве и эволюции, и, прежде всего, о специалистах, которые наполняют его жизнью и превращают здание с экспонатами в безопасное и гостеприимное пространство для коммуникации.
«Наша выставка яркий пример того, что музей — это действительно люди. Мы пунктирно, при помощи экспозиции, обнажаем и делаем видимыми все внутренние процессы музеев, которые так часто остаются незамеченными. Реставраторы, медиаторы, научные работники, сотрудники сувенирных магазинов и другие музейные специалисты — именно благодаря ним продолжает кипеть культурная жизнь», — отмечает куратор Нина Гомиашвили.
Партнерами выставки выступили более 40 музейных институций, среди них: Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Бахрушинский театральный музей, Всероссийский музей декоративного искусства, музеи-заповедники «Царское село» и «Кижи», РОСФОТО, Политехнический музей, Музей Москвы и другие. В экспозиции были использованы архитектурные фотографии Михаила Розанова, а также специально подготовленные видеоматериалы с профессионалами музейной индустрии.