«Души путешествуют во времени подобно тому, как путешествуют по небесам облака, и, хоть ни очертания, ни окраска, ни размеры облака не остаются теми же самыми, оно по-прежнему облако, и так же точно с душой». Дэвид Митчелл. Облачный атлас
Один из залов Седьмой московской биеннале современного искусства больше похож на лабораторию, в котором есть аквариум с белым туманом и встроенные окна-емкости, с весьма необычным содержимым… Но основной скелет инсталляции — это аппарат, окутанный трубками-сосудами, переплетающимися между собой, с многочисленными колбами, о предназначении которых можно только догадываться.
Ясно одно, перед нами НЕЧТО, оно функционирует, живет собственной жизнью и, что самое любопытное, производит конечный продукт, который мы с вами видим каждый день, стоит поднять голову. Французская художница Мари-Люс Надаль предлагает не просто подняться выше облаков, а почувствовать себя небожителями, увидеть процесс создания, «прикоснуться» к самой неуловимой субстанции — облакам.
Основной экспонат в зале — скелет — называется «Фабрика облаков». Трубки, ведущие к потолку, должны захватывать частицы воздуха из уже существующего скопления пара. Информацию о последующих, внутренних процессах переработки художница держит в секрете. В конечном итоге мы имеем дело с экстрактом водяного пара, который позже переноситься в «Хранилища облаков» — небольшие аквариумы с подсветкой. Цикл формирования облаков, загруженных в каждое из хранилищ отличается от содержимого соседнего отсека, а посетители могут заглянуть внутрь и понаблюдать за завораживающим поведением воздушного пара.
В зале находится фотография воображаемого существа, Божества Тумана с оружием в руке, напоминающем арбалет, созданным Мари-Люс для перфоманса «Заставь плакать облака», в котором сама художница стреляла в облачное небо.
Мари-Люс Надаль родилась в 1984 году в Перпиньяне, небольшом городке, расположенном около границы с Испанией, в семье владельцев виноградниками. С детства она наблюдала как виноделы создают благоприятные условия для роста винограда, стремясь контролировать даже осадки. Воспоминания вдохновили ее на создание облачного проекта. Первая работа этого проекта — «Эолориум» — аквариум с горным рельефом и постоянно образующимися облаками, названный в честь греческого божества Эола, повелевающего ветрами. Ветер делает облака неуловимыми и помогает им пересекать границы государств, но водяные пары не могут пересечь климатическую границу, что нашло отражение в работе художницы. Горный пейзаж внутри напечатан на ЗD-принтере. Можно сказать, что эта работа похожа на традиционное изобразительное искусство. Человек подражает природе, но при помощи технических средств.
Облака не единственные прирученные объекты, в проекте La Grace et la nature Мари-Люс Надаль дрессировала мух. Вечных спутников человека и верных помощников ученых Мари муштровала с помощью поводка — человеческого волоса. Увидеть чему они научились можно было во время перфомансов — мухи садились по команде и летали по кругу. Благодаря тренировке у насекомых появился шанс на другую жизнь, их можно было купить как домашних любимцев.
Сейчас Мари-Люс Надаль обучается в докторантуре SACRe, это французский междисциплинарный проект, нацеленный на укрепление связей между художниками, исследователями и учеными. Нам же остается только ждать, когда в будущем научные открытия станут по-настоящему прекрасными, а произведения искусства получат научные обоснования.