Первые дни нового 2024 года в обеих российских столицах выдались очень морозными, так что лучше провести их в музеях и на выставках. «Эстет» выбрал шесть самых интересных экспозиций, которые стоит увидеть во время новогодних каникул.

МОСКВА

«Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» и «Образы Испании.
Русское искусство XIX–XXI веков».

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина
До 4 февраля 2024 года

Две экспозиции в ГМИИ на Волхонке совершенно самостоятельны (даже билеты покупать нужно отдельно на каждую). Но, посетив обе в один день, можно получить совершенно особенное удовольствие — радость узнавания. Полотна и рисунки Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Гойи и Пикассо и создаваемое ими настроение в свое время стали источниками вдохновения для русских живописцев, театральных художников, графиков и кинорежиссеров. Испанские мотивы легко прослеживаются в работах Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой и Александра Яковлева, Максимилиана Волошина, Романа Клейна, Александра Головина, Павла Челищева, Александры Экстер и многих других.

На выставках экспонируются не только собственные сокровища ГМИИ, но и работы из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, московских и питерских театральных музеев, из галерей Ярославля и Екатеринбурга. Зрители получат редкий шанс увидеть картины и рисунки из частных собраний. Фотоснимки и кинохронику предоставили Госфильмофонд РФ и Российский государственный архив кинофотодокументов. Есть и скульптуры — как ренессансные, так и XX века.
ГМИИ впервые полностью покажет свою коллекцию картин испанских художников XIX века — полотна Эухенио Лукаса Веласкеса, Франсиско Прадильи, Мариано Фортуни, Рикардо Мадрасо, Эухенио Лукаса Вильямила, Хоакина Сорольи, Игнасио Сулоаги.

«Куплю гараж».
Музей Москвы (совместно с Музеем транспорта Москвы)
До 10 марта 2024 года

На выставке двух музеев в здании бывших Провиантских складов на Зубовском бульваре идет отличная выставка про советскую гаражную культуру. О том, что 18 квадратных метров в гаражном кооперативе для автолюбителя и его семьи в СССР были заветной мечтой, знают все, кто смотрел хит Эльдара Рязанова «Гараж». Но не все знают, как именно использовалось наконец-то полученное пространство. Там хранили не только машину и инструменты, но и домашние «закрутки», сезонные вещи, велосипеды и санки. Там занимались творчеством и устраивали «настоящие мужские посиделки» с пивом и чем покрепче. Там росли дети, которые впоследствии приводили в отцовский гараж собственную машину.

Выставка разделена на тематические зоны: «Витрина, где гаража нет. Официальные образы счастья», «Частный гараж. Предыстория», «Бесконечность перспективы», «Для тех, кому есть, что беречь», «Для тех, кто может все починить», «Для тех, кто творит», «Для тех, кто знает, как заработать», «Для тех, кто умеет жить», «Для тех, кому пока нельзя», «Для тех, кому положено».
Среди уникальных экспонатов — машины, сконструированные самодеятельными автоинженерами из движения «Самавто» — «ГТЩ» («Гран Туризмо Щербиных») из коллекции Владимира Киреева и «Труд» из коллекции Олега Кучеренко.
До 8 января 2024 года попасть на выставку можно по специальному семейному билету, который позволяет осмотреть и еще одну экспозицию Музея Москвы — «Чудесный колодец».

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей, Корпус Бенуа
До 13 мая 2024 года

Ретроспектива Сурикова, конечно, не вызывает того ажиотажа, который возник в свое время вокруг выставки Серова в Третьяковской галерее, но внимания она, конечно же, заслуживает. По случаю юбилея знаменитого художника в Питер привезли его гигантские картины «Степан Разин», «Боярыня Морозова» и «Покорение Сибири Ермаком» (а также трагического «Меншикова в Березове») из Третьяковки и редко выставляющееся полотно «Исцеление слепорожденного» из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. Есть несколько интересных работ из Красноярска — родины Сурикова. Для наглядности кураторы дополнили экспозицию женскими украшениями, коврами и наличниками из коллекции прикладного искусства Русского музея. Самый, возможно, неожиданный экспонат — графический лист с генеалогическим древом Никиты Михалкова (правнука Сурикова по материнской линии) из личной коллекции этого известного режиссера и актера.

«Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968)»
Русский музей, Корпус Бенуа
До 8 января 2024 года

Тем, кто выберется на каникулах «на Сурикова», хочется порекомендовать не пожалеть времени и заглянуть на «смежную» выставку картин Павла Кузнецова, которая идет уже последние дни — закрывается 8 января. Кузнецов — далеко не такой знаменитый художник, как Суриков, но он был участником художественных объединений Серебряного века — «Голубая роза» и «Мир искусства», успел посотрудничать с Дягилевым для его «Русских сезонов», писал портреты прославленных современников — в частности, актрисы Книппер-Чеховой и литератора Сергея Городецкого. У Кузнецова очень хороши его «ориентальные» картины: лиловые горы, рыжие пустыни, голубые оазисы, женщины в синих покрывалах. В отличие от многих своих товарищей по цеху, Павел Кузнецов остался после революции в  СССР и, конечно, писал и советские колхозы. Но и они выходили у него очень поэтичными и практически лишенными агитационного акцента.

«Суд Париса. Рождение богини»
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
До 21 апреля 2024 года

Очень трогательная, романтическая, а местами даже трагическая выставка о судьбе знаменитых российских и советских певиц, балерин и актрис театра и кино. Кураторы экспозиции Наталья Метелица и Ирина Климовицкая создали эту экспозицию с огромным интересом и любовью ко всем ее героиням – от «музы трагедии» пушкинской поры Екатерины Семеновой до актрис «советского Голливуда» Любови Орловой и Марины Ладыниной. Среди сорока героинь «Суда Париса. Рождения богини» есть и не самые прославленные артистки, которые, тем не менее, стали настоящими музами для известных художников. Например, пышнотелая актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко подарила Борису Кустодиеву его собственный узнаваемый стиль.

Как рассказывают создательницы выставки, три из четырех ее разделов исследуют три пути, ведущие актрис на вершину славы: «Путь на Олимп», «Путь на Голгофу» и «Светлый путь». Чтобы заинтересовать молодую аудиторию, рассказ о жизни героинь оформлен не в жанре скучноватого академического этикетажа, а как «стены» с постами и комментариями из социальных сетей. Эти «посты» и «комментарии» — цитаты из дневников и переписки артисток и их современников. От этих искренних и иногда даже провокационных текстов совершенно невозможно оторваться, так что стоит «заложить» на посещение выставки не менее двух часов.