Несмотря на весь цинизм театральной жизни XX века, в ней были пьесы, которые обоснованно убеждали зрителя в том, что любовь и искренность существуют.

Пример — романтическая комедия 1969 года Butterflies Are Free, написанная драматургом Леонардом Гершем (он автор сценария «Забавной мордашки» с Одри Хэпберн и текста песни из второй версии мюзикла «Звезда родилась» — той, что с Джуди Гарланд, а не той, что с Леди Гага). Сюжет пьесы — классический «роман воспитания», сжатый до двух с половиной часов сценического времени. В 1972-м ее экранизировали: роль главной героини сыграла еще совсем молодая Голди Хоун, а ее экранная партнерша Айлин Хекарт получила «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана.

Любовь не слепа

В нашей стране пьеса Герша шла не раз. Обычно под традиционным в русском переводе названием «Эти свободные бабочки», иногда под другими именами — как, например, у Андрея Житинкина в La’ Театр. Режиссер поставил пьесу, переименованную в «Свободную любовь», в 2004 году, пригласив на главную роль звезду сериала «Бригада» и кумира девушек Дмитрия Дюжева. С тех пор спектакль неизменно привлекает и трогает зрителей. В центре их внимания — прежде всего Дмитрий в главной роли слепого молодого человека Дона, который бархатным баритоном напевает под гитару трогательную песню о любви и расставании. Его сценическая возлюбленная, начинающая актриса Джил (Арина Постникова, известная по ролям в фильмах «На пороге любви», «Вместе навсегда») — очередная реинкарнация любимого женского образа Леонарда Герша: озорная, забавная и вместе с тем очень романтичная девушка, «покорительница большого города».

Джил очень молода и активно ищет себя и свое место в жизни. В какой-то момент ее настигает искушение сделать карьеру с помощью романтической связи и уйти от Дона к режиссеру Ральфу (народный артист России Валентин Смирнитский). И зал понимает, что в Ральфа есть за что влюбиться даже в сравнении с красавцем Доном, хотя для Джил это всего лишь минутный легкомысленный порыв в общем-то хорошей (только слишком эмоциональной) девушки.

Резонером в романтичной и трогательной истории про взросление, искреннюю молодую влюбленность и гиперопекающую мать выступает миссис Бейкер (ее играет Елена Сафронова, незабываемая Ольга из «Зимней вишни»). Это идеальное попадание в типаж: миссис Бейкер в шелковом каре на шее и в превосходно сидящем жакете, воплощение сдержанности и буржуазного лоска, неизменно «держит спину», не поддаваясь на провокации молодежи. Она сначала пытается вернуть сына с небес на землю, а потом — вернуть ему веру в себя. Сафронова отлично играет противоречивое на первый взгляд поведение матери, которая не знает, что лучше для ее уже взрослого, но все-таки ребенка, но готова изменить свои убеждения ради его счастья.
Главный на сцене, разумеется, Дон-Дюжев. Посмотреть на звезду «Бригады» приходят десятки его поклонниц, верных артисту еще со времен незабвенного Космоса. Но «делает» спектакль, несомненно, весь актерский ансамбль, профессиональный и сыгранный, романтичная музыка и неожиданная яркая финальная сцена, которой нет у Герша.