Страсть как доминанта

29 сентября в Altmans Gallery начинает работу выставка Пабло Пикассо “Страсть. Кровь. Вино. Женщина”, объединившая уникальные работы из частных коллекций, прежде не доступные широкой публике, и картины из коллекции Галереи, связанные темой страсти. Жемчужиной выставки станут уникальные по точности и красоте воспроизведения офорты художника, относящегося к циклу «Лисистрата». Открытие пройдет в московском филиале галереи в ТДЦ «Новинский», здание которого в преддверии выставки будет украшено в стилистике выставки.
Идейное ядро экспозиции — страсть как доминанта личности Пабло Пикассо. Известный пылким нравом, художник в своих работах исследовал страсть как явление, пытаясь ответить на вопрос о природе и сущности чувства, которое может вознести на неведомую высоту, а может довести до умопомрачения. Графические работы, представленные в галерее, — отражение рефлексии и интроспекции художника, одержимого женщинами и корридой.

Корридой юный Пикассо заболел на родине еще в детстве, в Малаге, когда отец впервые взял его
с собой на шоу. Противостояние быка и тореро, кульминация жизни, воплощенной в натиске животного и смелости укротителя, искрящее всюду на стадионе дыхание смерти, истинная мужественность, предел напряжения и ощущение, что это может оборваться в любую секунду, — все это пленило Пикассо и как творца, и как человека. На корриде всегда проливается кровь — это еще один мотив выставки и также дуальный символ: это и жизнь, и смерть, и, конечно, страсть либо ее невозможность (например, портрет Ольги Хохловой 1917 года, на котором изображена холодная красавица, и этот холод так выводил из себя Пикассо).
Важный лейтмотив экспозиции, мост между корридой и женщиной, — вино. Напиток, разогревающий кровь, напиток, коим чествуют победителя, напиток богов и напиток любви.
И, как и любовь и женщина, он может стать мучительной зависимостью, избавиться от которой можно, лишь сублимируя ее в творчество.

Страсть как доминанта

Главным пристанищем страсти, безусловно, являются отношения мужчины и женщины. Как и в корриде, борьба противоположностей, мужского и женского, силы и слабости доводит до исступления. Для Пикассо олицетворением этой страсти стала Кармен — символ трагической любви, один из самых узнаваемых образов литературы и одна из визитных карточек Испании (опять же, наряду с корридой). Именно она как символ женщины — катализатор плотской страсти, сжигающей Пикассо на протяжении всей жизни, важнейшая тема в его творчестве и основной мотив московской выставки. Через образ Кармен художник пропускает всех женщин, они становятся как бы опаленными темпераментной цыганкой. Но интересно и то, что эти работы в первую очередь характеризуют самого художника как человека, двигающегося маятником от любви к насилию, от блаженства к страданию. Со временем Пикассо, отталкиваясь от Кармен, акцентирует внимание на противостоянии, почти войне мужского и женского, безумном и яростном, как коррида, тем самым сближая эти полярные, казалось бы, темы. Но в основе этих полярностей одна природа — страсть, и лишь она оставалась константой среди декораций в душе и жизни Пикасо. Он был безудержно очарован женщинами и корридой, и вряд ли можно однозначно сказать, какая из этих страстей главенствовала, а при ближайшем вдумчивом рассмотрении становится ясно, что они дополняют друг друга.

Выставка “Страсть.Кровь.Вино.Женщина” пройдет с 29 сентября по 22 октября в Altmans Gallery при поддержке Института Сервантеса