Мода — явление общекультурного и общественного характера. Она оказывает влияние на общественные тенденции и отражает восприятие мира массами, показывает срезы социальных и эстетических предпочтений. Феномен моды интересует ученых как область взаимоотношений между людьми, в которой проявляются закономерности массового сознания. Доктор социологических наук Александр Бенционович Гофман, специалист ВШЭ, решил посвятить моде и ее воздействию на общество отдельный доклад. Темой работы избрана “Мода и благотворительность”, речь в докладе идет о том, как модные тенденции проникают в деловую и финансовую среду, что такое вообще мода, как формируется стремление попасть в некий поведенческий тренд и стать меценатом, жертвующим на поддержку различных проектов.
Феномен моды в поведенческом отношении давно интересует психологов и социологов. Закономерности поведения людей, стремящихся следовать некоему общему правилу, каким бы нерациональным оно не казалось, открывают интересные возможности для наблюдения. Здесь интересно все — от тенденций в одежде и стиле до мотивов, которые толкают людей на волонтерство, пожертвования, создание фондов помощи и поддержки.
Интересно и историческое отношение к моде — многие исследователи пытались сформулировать определение этого явления социально-культурной среды. Так, “Словарь русского языка” под ред. С. И. Ожегова раскрывает понятие моды как “совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определенной общественной среде в определенное время.” В “Толковом словаре живого великорусского языка” В. Даля то же понятие раскрывается как “временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах”.
Не станем спорить с авторитетными учеными относительно “изменчивой прихоти”, но исследователи в области психологии и социологии видят в моде гораздо больше, чем просто следование короткому поведенческому призыву. Интерес к моде, как социально-культурному феномену — предмет серьезных исследований, в которых иногда возникают и своего рода курьезы. Это “мода на моду”, принципы формирования тенденции, попытки спрогнозировать поворот тренда.
30 марта желающие смогут получить ответы на часть вопросов из доклада Александра Гофмана. А редакция журнала “Эстет” будет публиковать материалы об истории и развитии моды, ее особенностях и интересных явлениях этого изменчивого мира.