У современного российского туриста первая ассоциация при упоминании Индии — это Гоа, транс-вечеринки на пляже и молодежные тусовки. Однако загадочная страна Востока, издревле манившая путешественников неповторимым колоритом, многолика. Родина аюрведы Керала не похожа на наполненный духом Болливуда Мумбаи (Бомбей). Шумный и загазованный Дели резко отличается от Кашмира и областей в предгорье Гималаев. Свою особенность имеет и северо-восток страны, с которого мы начали поездку. Наш путь лежал в провинцию Бихар, города Патна и Раджгир. Мы отправились «тропою Будды», поставив целью посетить наиболее известные священные места и города Индии.

Среднестатистический путешественник, направляясь на северо-восток Индии в январе, должен хорошо понимать, зачем он это делает и каких впечатлений ожидает. В это время здесь, скажем прямо, не жарко (средняя температура днем — 15 °С). А хрестоматийное сочетание красоты и нищеты, ярких, жизнеутверждающих одежд на местных женщинах и разбросанных по округе тонн мусора, бытовой разрухи и соседствующих с ней святынь поражает, заставляет пережить противоречивые ощущения и снова спросить себя: а что ты здесь ищешь?

Священные для индусов коровы, беспрепятственно разгуливающие повсюду, моторикши (тук-туки), повозки и машины, торговцы, нищие, странствующие монахи, фрукты и украшения — все это сливается в беспрерывно движущуюся пеструю картину. Не отстают по своей контрастности и запахи. Нет-нет да и вспомнишь великого русского художника, философа и путешественника Николая Рериха, еще 150 лет назад отмечавшего в своих дневниках «типичное для Азии сочетание святости и навоза на одном квадратном метре».


И именно в этой стране, ставшей колыбелью для многих религий и учений, на земле, не раз коренным образом изменявшей сознание заглянувших сюда путешественников, в VI веке до н. э. возникла самая, пожалуй, миролюбивая религия — буддизм. Здесь обрел внутреннее освобождение наследный принц Сиддхартха Гаутама, получивший после просветления священное имя Будда Шакьямуни. Как гласит предание, на решающем витке своего духовного пути, который привел его в нирвану и освободил от цепи «смертей и перерождений», Сиддхартха провел 49 дней и ночей в глубокой медитации под деревом бодхи, где с ним произошла мистическая метаморфоза, вошедшая в историю на века. Это дерево (если быть более точными, выросшее из семян того самого, изначального) живо и сейчас, став одной из главных святынь буддизма. Здесь же был построен храм Махабодхи — место поклонения многочисленных паломников со всего мира.

Нам повезло: на ежегодно проходящем в январе международном буддийском фестивале посчастливилось увидеть Далай-ламу, духовного лидера буддистов. Наш гид по имени Кумар, уроженец города Бодх-Гайя, где расположен храм, рассказал удивительную историю: оказывается, в свое время его дом располагался настолько близко к священному дереву, что, когда вокруг храма начались археологические раскопки, он был вынужден переселиться отсюда в другой дом и пожертвовать жилищем, которые снесли, ради сохранения культурных и исторических достопримечательностей.

Второе потрясение для путешествующих по священным местам Индии — древнейший город мира Варанаси, чарующий и пугающий, мистический и завораживающий. На берегу Ганга стоит крематорий, не прекращающий работу ни на минуту вот уже шесть тысяч лет! Каждый вечер у реки проходит священная индуистская церемония — аарти, на которую собираются все жители. В воздухе действительно веет чем-то сакральным. Это место силы, где особенно явственно осознаешь, что жизнь разнообразна и скоротечна. Люди всех религий здесь молятся, плачут, смеются вместе с птицами, с рассветом и закатом. Считается, что человек, окончивший свои дни в Варанаси, имеет много шансов остановить свой круг сансары, круг смертей и перерождений, и достичь нирваны… Варанаси входит в число семи священных городов Индии и одинаково почитается последователями индуизма, буддизма, джайнизма.

В 10 км к северу от центра Варанаси находится еще одна знаменитая святыня — Сарнатх (место, где Будда провел первую проповедь своим пяти наиболее верным ученикам). Когда в III в. до н. э. местный император Ашока принял буддизм, под его патронажем на месте проповеди Будды был выстроен грандиозный храмовый и монастырский комплекс. Здесь же была сооружена знаменитая стела Ашоки.
В Сарнатхе, как и вокруг Махабодхи, выстроены храмы и монастыри многих национальных буддийских церквей — шри-ланкийской, бирманской, тибетской, японской, тайской. Это место является крупным центром паломничества и религиозной жизни буддистов всего мира…

Индия не дает прямых ответов. Она дает возможность получить опыт. У каждого он свой, и чаще всего невыразимый. По возвращении на родину замечаешь, что больше начинаешь ценить простые, окружающие тебя радости и даже приметы комфорта; улицы не кажутся такими уж переполненными людьми и машинами, да и суеты как будто стало поменьше. Вокруг или внутри? Возможно, так бывает всегда, когда очень близко и всем сердцем соприкасаешься с Вечностью.

Фото: Мария Смолина