12 октября в Музее русского импрессионизма откроется выставка живописи и графики неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века.
Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных живописцев. Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» приглашает посетителей абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Интерактивные элементы помогут узнать, из каких ключевых визуальных характеристик состоит живопись и графика.
Работы с пометкой «н/х» редко попадают в поле зрения широкого зрителя, так как зачастую на выставках предпочтение отдается знаменитым художникам. Первый крупный показ утративших авторство или принципиально неподписанных работ рубежа XIX–XX веков позволит по-новому посмотреть на искусство этого периода в отрыве от произведений, с которыми он традиционно ассоциируется. Часть экспозиции составят работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет. Кураторы собрали рассказы музеев и коллекционеров о пути картин «н/х» от поступления в собрание до атрибуции. Такие порой детективные истории сопровождают работы Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.
Алексей Явленский (атрибуция Занфиры Девятьяровой). Портрет Елены Незнакомовой. Около 1906–1908. Омский государственный историко-краеведческий музей
Автор неизвестен. Кувшин и драпировки. До 1923. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Алексей Явленский (атрибуция Занфиры Девятьяровой). Автопортрет. Эскиз. Около 1911. Омский государственный историко-краеведческий музей
Неизвестный художник. Мужской портрет. 1900–1920-е. Омский государственный историко-краеведческий музей. Внизу холста надпись «Н. Мамонтов».
Пространство музея на -1 и 3 этажах превратится в мультисенсорную лабораторию, состоящую из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.
Проект даст редкую возможность показать работы, которые обыкновенно скрыты от публики в запасниках. Посетители увидят произведения из 6 частных и 30 государственных собраний. В том числе из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и других.
Василий Кандинский. №207. Без названия. 1916. Тюменское музейно-просветительское объединение_Музейный комплекс им. И. Я. Словцова
Автор неизвестен (школа Павла Филонова). Автопортрет. До 1930. Галеев Галерея, Москва
Николай Милиоти. Портрет А.П. Боткиной. 1905-1908. Государственный Эрмитаж
Неизвестный художник (мастерская Репина). Портрет неизвестной в лиловом. 1908. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Ряд произведений, среди которых двусторонняя работа Роберта Фалька, «Женский портрет» Давида Бурлюка, «Блокнот» Натана Певзнера и «№207. Без названия» Василия Кандинского, будут дополнены тактильными макетами для незрячих и слабовидящих посетителей. Четыре макета по окончании проекта отправятся в региональные музеи.
Экспозиция подойдет для семейного посещения. В интерактивном путеводителе «Семь секретов одной картины» будут собраны заметки о картинах, вопросы и рекомендации, которые помогут посетителям с детьми построить комфортный маршрут и в увлекательной форме познакомиться с творчеством неизвестных художников. Проект будет сопровождаться обширной просветительской программой для разных возрастов и включать в себя инклюзивные мероприятия.
В каталог войдут статьи кураторов выставки Анастасии Винокуровой и Константина Цаликова, искусствоведов Софьи Багдасаровой и Алексея Наумова. Альбомную часть дополнят истории поступления и атрибуции работ неизвестных авторов в музейные и частные собрания от научных сотрудников и коллекционеров.