Профессора А.Н. Веселова знает каждый студент кафедры искусства костюма и моды РГУ им. А.Н. Косыгина (бывшего Текстильного института им А.Н. Косыгина). И не потому, что предмет муляжирование — один из базовых и без знания наколки материала на манекен в профессии модельера никуда, и не потому, что Александр Иванович — автор беспрецедентного количества методик научных трудов, лекций по изучению русского традиционного костюма, — профессор Александр Иванович Веселов живет своим делом, передавая бесценный опыт со всей тщательностью и любовью, на которую способен творец с большой буквы. «Настоящий художник, архитектор новой формы, воплощающий вершину стиля, мастерства и исполнения. Человек достоинства и чести, который знает цену слова и ответственности» — так говорят о нем коллеги и ученики.
Его лекции восхищают особой последовательностью и интеллектом старой школы. А главной чертой характера, пожалуй, стоит назвать независимость.
«Мода изменчива и неблагодарна. За каждым новаторством стоят месяцы тяжелого кропотливого труда и поиска. Проходит сезон, и нужно приступать к новым поискам…» — начинает свою первую лекцию на втором курсе Александр Иванович.
«Все, что связано в ваших моделях с другими культурами, должно быть пережито вами лично. Поэтому в первую очередь обращайтесь к культуре своей страны, народа, к которому принадлежите. Это неисчерпаемый кладезь форм, цвета и декора».
«К русскому традиционному костюму обращались великие модельеры во все времена. Стиль а- ля рус имеет давнюю историю. И первым влиянием русского образа, который практически превратился в легенду, стала Анна Ярославна, ставшая в XI веке королевой Франции.
Самой грандиозной рекламной кампанией одежды на русский манер стал зимний бал в 1903 году в Эрмитаже, на который высокие гости пожаловали в костюмах XVII века.
Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого дягилевского сезона. «Борис Годунов», «Весна священная», «Жар-птица» и другие спектакли на русскую тему были оформлены лучшими художниками творческого объединения «Мир искусства» Л. Бакстом, И. Билибиным, А. Бенуа, Н. Рерихом. Затем эмиграция, столь щедро одарившая европейские дома мод русскими мастерицами. Однако именно революция породила новые образы и трансформации русского народного костюма. Такие видные исследователи моды, как Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон, И.Н. Савельева и многие другие, отмечают неподдельный интерес к работам советского дизайна, который формировался на конструктивных основах традиционного костюма. Из основоположников советского костюма первенство принадлежит Надежде Петровне Ламановой.
Надежда Петровна Ламанова
Эскизы студентов по предмету муляжирование
В 1920 году Коко Шанель под влиянием России создала коллекцию с элементами русского стиля. Она использовала простые по форме, но гениальные для своего времени блузы, напоминающие косоворотку или гимнастерку солдат царской армии. Другая начинающая в те годы дизайнер, Жанна-Мари Ланвен, в первых своих коллекциях связала кокошники и платья–косоворотки с тенденциями парижского шика — туфлями с перепонками на низком устойчивом каблуке.
Следующий всплеск интереса к русскому стилю пришелся на 1970-е. Ив Сен-Лоран в своих «Русских балетах» представил миру платье-матрешку, боярские жилеты, пальто с набивным рисунком. В коллекциях Кристиан Диор — шапки-ушанки. Золотистая вышивка а-ля рюс появляются у Кристиана Лакруа. Русский стиль обнаруживается и в коллекциях Такада Кензо, Эмилио Пуччи, Жана-Поля Готье, Роберто Кавалли, Джорджио Армани.
Вместе с перестройкой пришел новый виток интереса к России и всему русскому. В 1986 году Жан-Поль Готье выпустил коллекцию одежды с принтом в виде букв русского алфавита. За источник вдохновения он взял эскизы прозодежды Варвары Степановой и Любови Поповой.
Настоящий бум произошел в 2009 году, когда сразу два известных бренда — «Шанель» и «Кензо» — представили свои линии одежды а-ля рус.
В моделях «Шанель» бросаются в глаза гротеск, избыточность, театральность. Даже если не обращать внимания на шоу-антураж (кокошники, бусы, муфты), то сами фактуры тканей, дробность орнаментов и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили византийские царские облачения из Музеев Московского Кремля.
Итальянец Антонио Маррас создал русскую линию для «Кензо» по мотивам русской одежды XIX века, костюмов «Русских балетов» Дягилева, а также кинофильмов на русскую тему, в частности «Доктора Живаго». С легкой руки «Кензо» по всему миру в моду вошли русские шали…»
Слушать эти лекции безумно интересно. А уж когда теория сменяется практической частью, в силу вступает настоящая магия. Лес черных манекенов покрывается белым материалом, и руки, очерчивая плавные движения, начинают лепить форму. Время замирает…
Огонь страсти к поиску новой формы, новых пропорций, который профессор Веселов так умело и искусно разжигает в сердцах будущих художников моды, создает чудо. И одним из таких чудес стала восходящая звездочка на небосклоне отечественной моды Даша Мартынова, недавно представившая свою коллекцию «Игра в куклы» (Гран-при конкурса) на Всероссийском конкурсе «Народный костюм на рубеже эпох» в Ярославле.