Где-то на Луне. АNNA BO

1-4 апреля 2021 года в Гостином Дворе состоялась ярмарка современного искусства Art Russia. С точки зрения арт-бизнеса, событие показало выдающиеся результаты: более 90% участников осуществили продажи в дни ярмарки на сумму превышающую 45 000 000 рублей и все 100% отметили, что обрели потенциальных покупателей их творчества на будущее.

Оказавшись в прошлом году в уникальной для истории человечества ситуации с общемировыми локдаунами, абсолютно все участники арт-сообщества ожидали самых непредсказуемых и негативных последствий. Сейчас уже можно признать, что последствия оказались не столь разрушительными и в то же время ожидаемыми еще до пандемии.
С приходом Covid 19 мы уже точно оказались в 21 веке, в котором сильно поменялись запросы современности и это безусловно нашло свое отражение и в новом постпандемийном арт–рынке.
Арт-рынок — это совокупность отношений между участниками арт-мира — галереями, музеями, кураторами, аукционными домами, художниками и пр. Меняются интересы коллекционеров, непременно происходят перемены в способах коллекционирования и презентации искусства, даже в самих формах искусства.
Сегодня, подчиняясь необходимости, почти все основные игроки арт-мира сформировали онлайн-отношения со своими зрителями, коллекционерами и покупателями, а те в свою очередь между собой. Несмотря на общее сокращение объемов рынка, онлайн-продажи искусства в 2020 году достигли рекордного уровня в $12,4 млрд, увеличившись более чем вдвое по сравнению с 2019-м ($5,9 млрд). Таким образом, доля онлайн-торговли относительно общего объема продаж искусства ($50,1 млрд) за последний год выросла с 9 % до 25 %. Пандемия заставила с большей скоростью развиваться технологии, что в свою очередь, положительно повлияло на скорость развития онлайн-площадок.

Ярмарки и выставки научились подстраиваться под онлайн-формат, что помогло им удержаться на плаву. Согласно последнему изданию Global Art Market Report 2021, выпускаемому ежегодно ярмаркой Art Basel и банком UBS, было отменено более половины арт-ярмарок (61%). При этом ярмарки перешли в онлайн и доказали, что коллекционеры готовы адаптироваться: почти половина (45%) совершила покупки через этот канал. Издание также отметило, что во время пандемии у 66% коллекционеров возрос интерес к коллекционированию. Что не в последнюю очередь сказалось на стремительном взлете популярности продажи цифровых объектов с помощью NFT. В феврале 2021 глобальные продажи цифровых объектов с помощью NFT — невзаимозаменяемых токенов — составили $500 млн.
Обложка буклета. Elena Sabakaeva

Не исключено, что катализатором роста рынка криптоарта стало также появление в начале 2021 года социальной сети и «вечной конференции» — Clubhouse. Во многих комнатах новой соцсети художники и другие участники арт-индустрии обсуждали и обсуждают феномен NFT, благодаря чему информация об NFT стала распространяться с невероятной скоростью.
Токенизация позволила выйти из тени CG-художникам (художникам компьютерной графики), которых арт-сообщество раньше не воспринимало как полноценных художников. Также за счет бума NFT выиграли представители видеоарта и других направлений цифрового искусства.
И конечно же мы с вами стали свидетелями взлета новых имен на звездной арт-арене, как например, Майк Винкельманн или Бипл (Beeple).

Beeple
Влад Локтев

Beeple — американский графический дизайнер, работающий в области цифрового искусства. По состоянию на 25 марта 2020 года — третий в рейтинге самых дорогих современных художников. Его имя еще полгода назад было неизвестно не только нам с вами, но и всему официальному арт-рынку.  Он работает в области трехмерной графики. Его инструмент — компьютерная программа Cinema 4D, «экспозиционная площадка» — Instagram и Twitter. Во второй половине 2020 года Винкельманн заинтересовался технологией блокчейна и рынком криптоискусства, и в октябре через платформу Nifty Gateway была совершена первая продажа трех NFT Бипла. Одно из произведений, Crossroad (2020), ушло за $66 666,66 и, а в феврале этого года было перепродано на вторичном рынке уже за $6,6 млн. Вторая аукционная продажа прошла в декабре 2020-го: всего за пару дней двадцать одно NFT-произведение из серии «Каждый день» (автор ведет этот проект уже 14 лет) заработало в сумме $3,5 млн.
Цифровизация искусства, форм его презентации и продажи привела к частичной потере критериев качества и отбора искусства. Возникла неизбежная необходимость переоценки старых показателей. Как следствие — смены терминологии, инструментов, даже персонала, включенного в профессиональную арт-среду. На сегодняшний день к искусствоведам в состав арт-экспертов вполне можно добавлять ит-специалистов, инженеров, маркетологов и продюсеров.
Арт-рынок изменился. Появились новые инструменты продаж и презентации искусства, новые имена, новые коллекционеры. Все это позволяет нам верить в его укрепление и рост, несмотря на те «горки», на которых мы все вынуждены были прокатиться в 2020 году.

Елизавета Фролова
Сооснователь ярмарки современного искусства Art Russia