C 22 по 29 февраля 2020 года в Москве пройдет Фестиваль Будущего Театра. Масштабный проект, ориентированный на профессиональную среду и театрального зрителя, ставит перед собой амбициозные задачи — продемонстрировать новейшие технологии и их взаимодействие с театром, исследовать влияние современного искусства и мультимедиа на театр, показать конкурентоспособность российского театра на мировой арене, пробудить интерес к современному театру, сформировать сообщество драматургов, режиссеров, продюсеров, художников, нацеленных на создание в России театра будущего.
В программу Фестиваля Будущего Театра войдут: новая постановка создателя петербургско-дрезденского театра «Дерево» Антона Адасинского — спектакль «Золото» (Москва); номинант конкурса «Золотая маска» 2018 — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» (Москва); сюрреалистичная сценическая композиция La Llorona от театра «ЧерноеНЕБОбелое» (Санкт-Петербург); философская сказка-легенда для взрослых, рассказанная в формате 3D360 — VR-спектакль «Забытый поцелуй» (Петрозаводск-Хельсинки); балет-притча Самарского театра оперы и балета «Три Маски Короля»; классическая опера в иммерсивном формате «Пиковая дама» (Москва); шоу оживших скульптур «МЫ. Диалог великих предков» (Санкт-Петербург) и другие спектакли, эскизы, перформансы с использованием новейших технологий. После спектаклей будут организованы обсуждения с режиссерами, художественными руководителями и актерами, представляющими свои работы на фестивале.
Фестивальные постановки выйдут за пределы привычных театральных стен театра, и будут поставлены в музейных пространствах и в современных креативных кластерах, таких как: ArtPlay, Красный Октябрь, Музей Гулага, особняк «Дашков 5».
В рамках фестиваля будут организованы круглые столы, дискуссии и лекции, поднимающие актуальные вопросы о будущем российского и мирового театра, взаимодействии театра и других видов искусства, особенностях и развитии уличного, digital и иммерсивного театра. В дискуссиях примут участие представители сферы искусства и театра из России, Франции, Германии и других стран. Для профессиональных актеров, режиссеров, художников фестиваль подготовил специальную образовательную Лабораторию.
Золото
Кроме этого, в рамках Фестиваля Будущего Театра проходят драматургические конкурсы: «Русская мечта» — конкурс, в котором авторам предлагается по-новому взглянуть на всемирную историю и «Историческая пьеса» — жанр утопии, распространенный в прозе. Кураторами конкурса стали: Елена Исаева (поэт, драматург, Лауреат премии «Триумф») и Ольга Михайлова (драматург, киносценарист, поэт, участник оргкомитета Фестиваля Молодой Драматургии и проекта «Документальный театр»). Пьесы-лауреаты конкурсов будут представлены в формате читок на Фестивале Будущего Театра.
По итогам фестиваля планируется издание альманаха и формирование творческого объединения «Лаборатория будущего театра», в которой будут реализоваться различные идеи в сфере искусства.
Художественный руководитель фестиваля — Эдуард Бояков (Художественный руководитель МХАТ им.М.Горького).
Основные события Фестиваля Будущего Театра
Фестиваль Будущего Театра — это творческий разговор о достижениях и перспективах российского театра как современного, высокотехнологичного и конкурентоспособного на мировом рынке. В этом разговоре мы затрагиваем темы и ищем ответы на актуальные вопросы: что будет цениться в театре будущего — живая актерская игра или новейшие технологии? Каким станет диалог режиссеров и художников со зрителем? Как будет меняться пространство театра и его экономика? Какой театр будущего нам необходим?
В программе Фестиваля — более 60 мероприятий: спектакли, лекции, мастер-классы, читки, дискуссии, круглый столы и т.д.
Конференция: основную тему фестиваля мы будем обсуждать на территории Красного Октября на конференции «Будущее театра». Поговорим о технологиях, перформансах, новых практиках, функциях актера и зрителя, рассматривая их сквозь призму развития современного театра.
Спикеры: Эдуард Бояков (художественный руководитель фестиваля, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького), Григорий Заславский (ректор ГИТИС, руководитель «Лаборатории будущего театра»), Олег Иванов (культуролог, куратор исследовательского направления «Лаборатории будущего театра»), Иван Карпушкин (научный руководитель Института проблем цифровизации, технокультуролог), Майкл Айкхофф (Theater Dortmund, Германия), Мишель Дидим (Théâtre de la Manufacture, Франция).
Круглые столы: в МХАТ им. М. Горького состоится круглый стол о будущем уличного театра, в рамках которого будет рассмотрена история уличного театра и его основные социальные функции. Среди участников дискуссии – режиссеры, актеры, кураторы различных уличных театров России.
Забытый поцелуй
Мастер-классы: Несколько дней программы будут посвящены одной из самых противоречивых и одновременно интересных тем — VR-технологии и мультимедиа.
Создатели проекта TheaterVR — Олег Николаенко (режиссер) и Даниил Бакалин (главный VR-разработчик) проведут мастер-класс «Создание иммерсивных художественных проектов в VR», на котором раскроются главные секреты виртуальной реальности.
Видеохудожник, дизайнер, эксперт по мультимедийным технологиям, в прошлом — супервайзер проектов «Sila Sveta» Максим Чепухалин представит серию мастер-классов на тему «Искусство медиа».
Лекции: На лекции «Дегуманизация театра: согласие или восстание?» философ, автор курса «Антропология и Онтология Театра», автор 24-томного культурологического и философского исследования «Ноомахия» Александр Дугин расскажет о театре в психологическом аспекте.
Руководитель агентства Streetart Евгений Фатеев прочитает лекцию «Homo videns. Человек в цифровую эпоху». На этой лекции обсудим: как читать визуальное искусство? как не стать обманутым изображением? как жить во времена пришествия нового Иероглифа?
Также на многочисленных лекциях будем говорить о зрителе будущего, о медиапоэзии, о визуальной культуре, о театре в контексте современного искусства и т.д.
Маленькие грагедии
Дискуссии:
Иммерсивные спектакли, интерактивные постановки, технологии, VR-разработки в области искусственного интеллекта — все это открыло новую страницу театральной истории. Из наблюдателя зритель стал активным участником действия, порой даже воздействуя на ход развития постановки. Об этом театроведы, философы и культурологи будут говорить в рамках дискуссии «Зритель будущего».
Среди участников: Евгений Фатеев (директор агентства Streetart, основатель фестиваля уличного искусства «Стенограффия», член Общественной палаты г. Екатеринбурга), Алена Дятко (исследователь эстетики переходных эпох, мифа, кинематографа, выпускница философского факультета МГУ, автор курса «Миф в Искусстве»), Дмитрий Круглых (культуролог, выпускник философского факультета МГУ, специалист по японской эстетике и японскому театру, автор и ведущий блога «Философское мнение») и многие другие.
Ювенильное море
На территории Красного Октября пройдет лекция и практикум «Лаборатория языка». Первая часть мероприятия — обзорная лекция о цифровых жанрах медиа-поэзии, вторая часть — создание коллективной инстаграм-поэмы. Прочтет лекцию медиапоэт, художник, со-основатель и куратор Фестиваля медиапоэзии 101 Дарья Петрова.
В программу Фестиваля Будущего Театра вошло более 15 лекций, мастер-классов, дискуссий от профессиональных практиков и теоретиков индустрии.
Театр как живой организм состоит из множества составляющих, самодостаточных поодиночке и сливающихся в театральную постановку при взаимодействии. Именно поэтому в рамках фестиваля мы не останавливаемся на основной теме, а препарируем ее и обсуждаем проблематику и будущее отдельных ее частей — поэзии, музыки, танца, перформанса.
Музыка:
В рамках фестиваля зрители увидят музыкально-танцевально-драматический спектакль создателя петербургско-дрезденского театра «Дерево» Антона Адасинского «Золото». Главные герои — Ноты, запертые злым учителем в тесной бочке, вынуждены издавать какофонию вместо мелодичных звуков. Вместо музыки — какофония. Время сломалось. Единственный выход — бежать и во что бы то ни стало вернуть золотой век гармонии.
Золото
В пространстве TROYKA Multispace пройдет классическая опера в иммерсивном формате «Пиковая дама». 54 зрителя погрузятся в мир иллюзий бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Место действия — старинная усадьба Гончарова-Филипповых, которую дед жены Пушкина, Натальи Николаевны, проиграл в карты. Особняк наполнит живая музыка в исполнении солистов ведущих московских театров, хора и оркестра из 30 музыкантов. Зрителей во время таинственного путешествия будут сопровождать танцоры балета, а гидом в мир азарта, страстей и неумолимой судьбы станет Александр Пушкин.
Иммерсивный театр, перформанс:
Иммерсивной частью фестиваля станут «Вернувшиеся», поставленные по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Вместо сцены задействованы четыре этажа особняка, 240 сцен проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов в 50 комнатах особняка «Дашков 5», некоторые из которых являются тайными, где каждый зритель сам определяет свой путь.
Мы. Диалог великих предков
В постановке «Мы. Диалог великих предков», благодаря впечатляющей технологии Уолтера Диснея, статуи великих культурных и политических деятелей Российской Империи обретают голоса, эмоции, мимику, и ведут беседы на злободневные темы. Перед зрителем предстанут 7 известных личностей, повлиявших на самосознание русского народа и изменивших ход истории России: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Петр I, Екатерина Великая, А.В. Суворов, И.А. Крылов. Диалог великих предков позволяет переосмыслить опыт прошлых лет и понять, что проблемы, окружавшие русский народ 200 лет назад, актуальны и сейчас.
VR, мультимедиа:
Спектакль «Забытый поцелуй» — магическая атмосфера философской сказки-легенды Александра Ивановича Куприна, рассказанная в формате 3D360. Это удивительной красоты миры, созданные в пространстве VR, ambient sound design композитора-электронщика Romulus C, роскошные платья Ирины Рогушиной, загадочные образы Натальи Питкинен. В этой работе мастерски переплетаются виртуальная реальность, театр, кино, мода, электронная музыка и русская классика.
Гадкие лебеди
В спектакле «Гадкие лебеди» по мотивам одноименной повести братьев Стругацких представлен синтез кукольного театра и современных цифровых технологий, на сцене задействованы взрослые актёры и дети. Откроется фестиваль 19 февраля мультимедийной инсталляцией «Театральное AlterEgo» в Терминале D Международного аэропорта Шереметьево.
Три маски короля
Танец
Балет-притча Юрия Смекалова «Три маски короля» на музыку Михаила Крылова будет показан на основной Основной сцене МХАТ им. М.Горького. Постановка переосмысляет человеческую способность к перевоплощению, ношению масок, подобающих статусу и социальному слою, желанию казаться не теми, кем они являются. Благодаря неожиданному звучание оркестра, трансформации декораций, безукоризненной работы артистов балета, зритель получит не балет, не спектакль современного танца, не мюзикл и не шоу, а нечто еще не родившееся как жанр, нечто соединяющее в себе элементы элитарного искусства и масскульта.
Искусные манипуляции с объектами, акцентированный свет, очерчивающий в темноте причудливые образы, футуристические костюмы, пластика танца объединены в целостной композиции, гипнотической, прекрасной в мрачной легенде связанной со смертью в спектакле «La Llorona».