С 17 сентября по 20 ноября в галерее ГУМ Red-Line открылась выставка «Школа инженеров искусства. Вдали от равновесия». Она представила тридцатилетний срез творчества художественного объединения «Инженеры искусства» — одного из самых ярких явлений петербургского андеграунда, практически неизвестного московской публике.

Основанная в 1989 году школа «Инженеры искусства» объединяет Инала Савченкова, Франца Родвальта, Сергея Енькова, Григория Стрельникова и Владислава Балаклейского.
«Инженеры искусства» тесно вплетены в историю петербургского андеграунда: они выставлялись в коллективных проектах «Новых художников», участвовали в оформлении первых в России технорейвов, были частью перформансов «Поп-механики» Сергея Курёхина. Сегодня участники объединения работают совместно и приглашают к участию новых членов — как художников, так и представителей других проектов — проводят выставки в России и за рубежом. Один из основателей объединения Инал Савченков сегодня разрабатывает новые подходы к живописи. Его младший брат Сергей Еньков сотрудничает с крупнейшими российскими театральными и музейными проектами, в том числе с Большим театром и ЦВЗ «Манеж». Проживающий в Берлине Франц Родвальт как художник-скульптор активно работает с известными голливудскими режиссерами, среди которых сестры Вачовски, Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Терри Гиллиам.

Франц Родвальт, Инал Савченков, Владислава Балаклейский
Кураторы выставки Николай Маргиев и Екатерина Юшкевич

Участники объединения «Инженеры искусства» стремятся к созданию универсального художественного языка через эстетический анализ окружающего мира и применение средств искусства для познания научно-технических открытий, гуманитарных наук, философии и медицины. Свой метод художники назвали петербургским постреализмом. Произведение у «Инженеров» существует не автономно, а учитывает пространство и время. Отчасти время становится соавтором художников: работая с формой, они закладывают в образ возможность его видоизменения в будущем. Работы школы отличает многообразие техник, коллажность и интерес к физическим свойствам материалов: масляных и акриловых красок, грунта, холстов, бумаги, пластика, пенопласта, фотографии, видеокадра.

Первые коллективные выставки «Инженеров» начали проходить на рубеже 1980-1990-х, в частности, в галереях Tahless и Kutt в Берлине, где художники оказались после работы над проектом в Генуе. В этот период они активно работают с кино, видео и анимацией. Они снимают фильмы «Аптека» (1989), мультипликационный фильм «Стрела Амура» на музыку Сергея Курёхина (1992), фильм «Страна встречает героев» (1993), вошедший в конкурс Берлинского кинофестиваля, а также получают приглашение в Потсдам для постановки перформанса.
Среди знаковых работ, которые будут показаны на выставке, — литография Франца Родвальта и Инала Савченкова начала 1990-х годов «Мысль — это химическая реакция», являющая собой синтез «инженерности» и «искусства». Здесь структура человеческого черепа соотносится с подводным кораблем, его делением на отсеки и герметичностью, а анатомия позвоночника, основа «правильного» академического рисунка, как видно из других работ этой серии, монтируется с антенной — механизмом для приема сигналов.

Среди других работ выставки, — полотно Инала Савченкова «А вы не забыли ключи?» (1989-2021) на основе украденной городской афиши. Также в экспозицию вошел экспрессионистский городской пейзаж «Линден — столица Англии» (1989) Григория Стрельникова. Это яркий пример работы «Инженеров», с одной стороны, с живописной композицией, а с другой — импровизационной игры с реальностью. Живописная работа Сергея Енькова «Без названия» (2016) из серии «Хозяин лампы» иллюстрирует структурную аналитическую работу с образом и цветом в сочетании с коллажными практиками художника. Другим примером принципа коллажности на выставке является работа Франца Родвальта «По Тинторетто» (2005) из серии большеформатных многофигурных акварельных композиций.

Место: Галерея ГУМ-Red-line, Москва, Красная площадь, 3, ГУМ, 1-я линия, 3-й этаж

Фото предоставлены пресс-службой галерее ГУМ Red-Line