20.10–26.11
Галерея Ruarts представляет четвертую персональную выставку фотографа Александра Егорова «Лучи солнца в листве айвового дерева» — знаковый проект для творчества автора. Это первый тотально абстрактный образ. Александр зарекомендовал себя как талантливый экспериментатор в цифровой фотографии, в новых работах он вернулся к аналоговой съемке.
Егоров использовал метод прямого взаимодействия: свет напрямую попадал на светочувствительную бумагу. Каждый снимок — уникальный отпечаток без негатива. Название поэтично отсылает к идее одноименной кинокартины, в которой герой пытается ухватить идеальное мгновение красоты.
Выставка «Лучи солнца в листве айвового дерева» — результат работы Александра в программе Collab, учрежденной фондом V-A-С и центром художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Экспериментируя со свойствами фотобумаги, художник создал несколько десятков абстрактных фотограмм. Они сделаны без участия камеры — непосредственно световым потоком. В этом случае автор не может полностью контролировать процесс. Именно непредсказуемость и спонтанность, становится основой выразительного метода и обнажает важность самого процесса производства изображения. Егоров использует различные предметы или источники света — например, лазерную указку и хрустальные бокалы, через которые преломляются пучки света, одновременно выбирая колористическое решение. Возможно лишь примерно предугадать как отреагирует фотоэмульсия на тот или иной окрашенный с помощью фильтров световой поток. По словам Егорова, метод напоминает традиционный для японской керамики раку способ работы с глазурью, когда до обжига не вполне понятно, каков будет окончательный результат.
Техника Александра Егорова вписывается в уже сложившуюся художественную традицию, когда автор отчасти делегирует свою работу самому материалу или даже особому эмоциональному состоянию. Так прославленный американский живописец Джексон Поллок писал свои работы в так называемой технике «дриппинга» — разбрызгивая краску прямо на холст, впадая в своего рода транс, подобно индейским шаманам. Эстетически и композиционно проект напоминает искания современных немецких фотографов, в том числе Вольфганга Тиллманса, исследующих искажения, абстракционистские ассоциации соотношений сна и бессознательного, основы фотографической среды.
Название выставки отсылает к одноименному фильму выдающегося испанского режиссера Виктора Эрисе, повествующего о буднях одинокого художника, который день за днем рисует айвовое дерево в своем саду. Режиссер делает акцент на взаимодействии своего героя и дерева, которое он изображает в разное время суток и при разных погодных условиях. И каждый раз дерево выглядит по-разному, указывая на эластичную сущность вещей, когда они становятся объектом зрительного восприятия — на это обратили внимание еще импрессионисты, совершив революцию в западноевропейском искусстве в XIX веке. Эрисе показывает, что именно свет является онтологическим основанием любого изображения, являясь по сути соавтором любого художника. Так и в работах Александра Егорова — световой поток, хоть и регулируемый автором, сохраняет самостоятельность, открывая для художника новые горизонты выразительности.
Приглашенный куратор: Андрей Василенко.