23 октября 2019 года театр «Русский балет» представил два современных одноактных балета под общим названием «Лолита. Вплоть до смерти и после». Зрители познакомились с балетмейстерским дебютом молодого талантливого хореографа Татьяны Василишеной — выпускницы Российской академии театрального искусства, ученицы художественного руководителя театра, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Татьяна Василишена продолжает театральную династию по материнской линии, заслуженной артистки РФ Ольги Кабо.

Ольга Кабо: «Я счастлива, что моя дочь Татьяна Василишена стала настоящим творцом, создателем. Ведь в балете “Лолита. Вплоть до смерти и после” она выступила и хореографом-постановщиком, и режиссером, и автором либретто. Таня целый год работала над этой постановкой. Очень важно, что она сама вернулась в танец, в спектакле она исполнила небольшую партию. Желаю удачи этому спектаклю и буду счастлива видеть его в основном репертуаре театра. Отдельная благодарность за поддержку Министерству Культуры Московской области и Вячеславу Михайловичу Гордееву за его уроки мастерства и веру в Танин талант».

По мнению мэтра, Вячеслава Гордеева, работа получилась интересной: «Я ждал от своей студентки Татьяны Василишеной интересного хореографического и литературного решения. Ведь работу над этим балетом Татьяна начала ещё на ранних курсах обучения в ГИТИСе. И похоже, что ей это удалось. Проделана огромная работа. И наверное, этот спектакль войдет в основной репертуар театра».

В первом отделении вечера был показан одноактный балет по мотивам нашумевшего романа известного русского писателя Владимира Набокова «Лолита». Во втором отделении сюжетом постановки «Вплоть до смерти и после» послужила пьеса представителя литературного экзистенциализма Жан-Поль Сартра «За закрытыми дверями». Для своего дебюта молодой балетмейстер выбрал сложный литературный и музыкальный материал. И для артистов театра, в репертуаре которого преобладает классика, это был новый опыт. Труппа прекрасно справились с поставленными автором задачами, продемонстрировав высокий профессиональный уровень. Это было настоящим сотворчеством. Главные партии исполнили Александр Сульдин и Матисс Лав, Анастасия Баранова, Наталья Антонович и заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин.

Балет «Лолита» поставлен на музыку композитора и народного артиста СССР Родиона Щедрина. Оркестровая сюита, написанная им ранее, побудила Татьяну Василишену к Набоковской «Лолите». Автор дал разрешение начинающему балетмейстеру взять свою музыку за основу партитуры к балету. Музыка впервые представлена публике. «Я очень рад, что произведение великого Набокова актуально сегодня. «Лолита» — это «роман об очень быстро исчезающей красоте, о ностальгии по красоте. Для меня это больше символ. Для меня Лолита в меньшей степени живое существо, больше — обобщенный образ мимолетной, увы, не вечной красоты».

В основу творческой идеи балета «Вплоть до смерти и после» легло личное осмысление произведения Жан-Поля Сартра. На языке пластики и хореографии Василишена пытается ответить на вопросы, поставленные писателем в пьесе, затронуть тему о вечных муках совести и нереализованном желании искупления самых тяжких грехов.
Татьяна Василишена: «Это моя первая работа в качестве балетмейстера! Для меня постановка “Лолиты” — духовный прорыв, воплощение мечты, когда все задуманное находит свою реализацию на сцене в исполнение талантливых артистов театра “Русский балет”. Спасибо им за поддержку и высокий профессионализм! Именно они вдохновляли меня и вдохнули жизнь в образы персонажей».

Музыка к балету «Вплоть до смерти и после» — убедительное соединение произведений Альфреда Шнитке, Сергея Прокофьева, Арнольда Шёнберга, Клода Дебюсси и Вольфганга Амадея Моцарта. Татьяна Василишена использовала в хореографии стилистику модерна, задействовала элементы джаз-танца, а женские персонажи балета при этом были «подняты» на пуанты.
Сценография постановки решена предельно лаконично с использованием стилизованных дагерротипов и мультимедийных видеоинсталляций. Костюмы созданы в стиле 50-х годов прошлого века. Премьера прошла с аншлагом. Спектакль ждет своего включения в основной репертуар театра.

 

Главные партии исполнили: Александр Сульдин, Наталья Антонович, Анастасия Баранова, Максим Фомин, Матисс Лав, Мстислав Арефьев, Владимир Минеев, Татьяна Василишена.
Над оформлением спектакля работали: Художник-постановщик Василиса Кутузова и художник по костюмам, Любовь Яковенко.
В спектакле также приняли участие молодые артисты театра «Русский балет», многие из которых являются лауреатами международных конкурсов артистов балета: ведущие солисты Александр Сульдин, Матисс Лав, Анастасия Баранова, заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин, Владимир Минеев, Наталья Антонович, Мстислав Арефьев и Никита Михайлов, а так же артисты Олег Карацев, Катерина Мартинес, Карлей Пугачева, Бьянка Нэвэри, Элеонора Мартынюк, Елена Булатова, Анна Гончарова, Егор Большухин, Илья Догудовский, Сергей Махров, Владислав Позднышев, Никита Якимчук, Георгий Сорокин, Алексей Рыбин и другие.

Среди гостей мероприятия присутствовали известные деятели культуры: Нелли Кобзон, Вячеслав Гордеев, Ольга Кабо, Любовь Толкалина, Анна Чурина, Алексей Петрухин, Гедиминас Таранда, Юлия Жжёнова, Наталья Кургина, Алика Смехова, Оксана Байрак, Лариса Преториус, Дмитрий Селипанов, Михаил Ленн, Анастасия Нефедова, Аида Вульфова, Софья Чмух.