23 октября 2019 года театр «Русский балет» представил два современных одноактных балета под общим названием «Лолита. Вплоть до смерти и после». Зрители познакомились с балетмейстерским дебютом молодого талантливого хореографа Татьяны Василишеной — выпускницы Российской академии театрального искусства, ученицы художественного руководителя театра, народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Татьяна Василишена продолжает театральную династию по материнской линии, заслуженной артистки РФ Ольги Кабо.
Ольга Кабо: «Я счастлива, что моя дочь Татьяна Василишена стала настоящим творцом, создателем. Ведь в балете “Лолита. Вплоть до смерти и после” она выступила и хореографом-постановщиком, и режиссером, и автором либретто. Таня целый год работала над этой постановкой. Очень важно, что она сама вернулась в танец, в спектакле она исполнила небольшую партию. Желаю удачи этому спектаклю и буду счастлива видеть его в основном репертуаре театра. Отдельная благодарность за поддержку Министерству Культуры Московской области и Вячеславу Михайловичу Гордееву за его уроки мастерства и веру в Танин талант».
По мнению мэтра, Вячеслава Гордеева, работа получилась интересной: «Я ждал от своей студентки Татьяны Василишеной интересного хореографического и литературного решения. Ведь работу над этим балетом Татьяна начала ещё на ранних курсах обучения в ГИТИСе. И похоже, что ей это удалось. Проделана огромная работа. И наверное, этот спектакль войдет в основной репертуар театра».
В первом отделении вечера был показан одноактный балет по мотивам нашумевшего романа известного русского писателя Владимира Набокова «Лолита». Во втором отделении сюжетом постановки «Вплоть до смерти и после» послужила пьеса представителя литературного экзистенциализма Жан-Поль Сартра «За закрытыми дверями». Для своего дебюта молодой балетмейстер выбрал сложный литературный и музыкальный материал. И для артистов театра, в репертуаре которого преобладает классика, это был новый опыт. Труппа прекрасно справились с поставленными автором задачами, продемонстрировав высокий профессиональный уровень. Это было настоящим сотворчеством. Главные партии исполнили Александр Сульдин и Матисс Лав, Анастасия Баранова, Наталья Антонович и заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин.
Балет «Лолита» поставлен на музыку композитора и народного артиста СССР Родиона Щедрина. Оркестровая сюита, написанная им ранее, побудила Татьяну Василишену к Набоковской «Лолите». Автор дал разрешение начинающему балетмейстеру взять свою музыку за основу партитуры к балету. Музыка впервые представлена публике. «Я очень рад, что произведение великого Набокова актуально сегодня. «Лолита» — это «роман об очень быстро исчезающей красоте, о ностальгии по красоте. Для меня это больше символ. Для меня Лолита в меньшей степени живое существо, больше — обобщенный образ мимолетной, увы, не вечной красоты».
В основу творческой идеи балета «Вплоть до смерти и после» легло личное осмысление произведения Жан-Поля Сартра. На языке пластики и хореографии Василишена пытается ответить на вопросы, поставленные писателем в пьесе, затронуть тему о вечных муках совести и нереализованном желании искупления самых тяжких грехов.
Татьяна Василишена: «Это моя первая работа в качестве балетмейстера! Для меня постановка “Лолиты” — духовный прорыв, воплощение мечты, когда все задуманное находит свою реализацию на сцене в исполнение талантливых артистов театра “Русский балет”. Спасибо им за поддержку и высокий профессионализм! Именно они вдохновляли меня и вдохнули жизнь в образы персонажей».
Музыка к балету «Вплоть до смерти и после» — убедительное соединение произведений Альфреда Шнитке, Сергея Прокофьева, Арнольда Шёнберга, Клода Дебюсси и Вольфганга Амадея Моцарта. Татьяна Василишена использовала в хореографии стилистику модерна, задействовала элементы джаз-танца, а женские персонажи балета при этом были «подняты» на пуанты.
Сценография постановки решена предельно лаконично с использованием стилизованных дагерротипов и мультимедийных видеоинсталляций. Костюмы созданы в стиле 50-х годов прошлого века. Премьера прошла с аншлагом. Спектакль ждет своего включения в основной репертуар театра.