С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства», которая представит культуру и искусство кочевников из собрания Национального музея Республики Казахстан. На выставке будет представлен символ Республики Казахстан «Золотой человек».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, — «Золотого человека», — ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.
Реконструкция одеяния и вооружения «Золотого человека».
Курган Иссык, V–IV вв. до н.э.
Спустя почти полвека Национальный музей Республики Казахстан объявляет международное турне — «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна — Россия, далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.
На выставке во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V–IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17–18 лет).
Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») — далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому — «олень»), в других древних источниках их образно описывали «турами с быстрыми конями». В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие на территории, где был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Топография предметов в захоронении позволила исследователям в результате кропотливой работы воссоздать облик древнего воина, который представлен на выставке. Особое место в экспозиции занимает обнаруженная среди находок кургана Иссык серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, — один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.
Перстень–печать с изображением солнцеликого человека.
Курган Иссык, V–IV вв. до н.э.
Бляха в виде барса.
Курган Иссык, V–IV вв. до н.э.
Важнейшая особенность древнего искусства степи — господство зооморфных образов — так называемого «звериного стиля», отличительные черты которого — стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями.
Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла, вечного движения и извечной борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V–IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.
По мере утверждения христианства и мусульманства, «звериный стиль» постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям.
Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из Сайрамского клада, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.
В Национальном музее Республики Казахстан хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. Более шестидесяти образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву. Публике представлены ювелирные изделия XIX – середины XX веков, различные украшения, детали женского и мужского костюма, отдельные предметы бытовой культуры.