30 января в Музее Москвы откроется выставка, вдохновленная книгой нидерландского мореплавателя Яна Стрейса «Три путешествия» — сборником историй и заметок, которые автор писал во время своего путешествия по востоку и юго-востоку Европы и граничащим с ней областям. Посетители увидят работы современных художников из России, Ирана и Нидерландов, а также археологические находки второй половины XVII века из коллекции Музея Москвы и Музея-заповедника «Остров-град Свияжск».
Стрейс прибыл в Россию в 1668 году и стал свидетелем многих важных исторических событий. В течение нескольких лет он успел поучаствовать в сражениях и блокадах, пережил кораблекрушение и землетрясение, был продан в рабство и затем выкуплен.
В процессе работы над проектом современные художники проделали часть пути Стрейса для того, чтобы изучить, какие сегодня, четыре века спустя, бытуют взгляды у европейских путешественников на самую восточную часть Европы и соседние регионы, известные огромным разнообразием культур, обычаев и традиции. Участники проекта вместе и по отдельности посетили города, в которых добровольно, либо принудительно какое-то время жили голландские мореплаватели. Результатом стали работы, ставящие под сомнение шаблонное восприятие других культур и эпох.
«Soda lime» — коллективная работа, созданная Олегом Елагиным (Россия), Сепиде Бехрузян (Иран) и Сесилией Хендрикс (Нидерланды). Художники повторяют путь, проделанный некогда Яном Стрейсом, но интересует их прежде всего феномен взгляда. Объемная инсталляция составлена из многочисленных плоскостей. Зритель как будто оказывается перед зеркалом, где в каждой из граней маячит изображение, которое можно толковать двояко. Аналогичная роль отводилась рекам в заметках Стрейса: они связывают Запад с Востоком и состоят из воды и песка. «Soda lime» тоже состоит из воды и песка. Видео, вмонтированное в объект, показывает сцены из повседневной жизни, происходящей на берегах разных рек: свои ролики предоставили десятки участников, и реальность показана их глазами.
Нидерландская художница Паулин Олтхейтен представляет двухканальное видео «Дорогу осилит идущий», снятое в российском городе Самаре и иранском Исфахане. Разворачиваясь в разных странах, сюжеты видеоработы Олтхейтен складываются в цельное высказывание о том, каким образом истории и культуры могут интерпретироваться параллельно, противоположно или связно.
Дорогу осилит идущий. Паулин Ольтхейтен. 2018–2019. Двухканальное видео, 33 мин. 40 сек.
Оксана Стогова. 2018
Серия книг, калька, карандаш
Работа Оксаны Стоговой — коллаж «Двойной русский портрет», в котором объединены волжские виды, сфотографированные с одной точки на протяжении года, и снимки водосточных труб, всегда поломанных и неухоженных. Волжским пейзажем восхищались первые европейские путешественники, приехавшие в эти места. А водосточные трубы — предмет городского пейзажа.
Зейнаб Шахиди Марнани представляет работу, которую она описывает как «визуальный автобиографический эпос». Объект — серия документальных изображений, показывающих жизнь в Иране и за его пределами. Среди них встречаются открытки, старые естественнонаучные пособия для детей, журналы со схемами для вязания и религиозные изображения. Все элементы выглядят знакомыми, но они связаны между собой непредсказуемым образом, как сложный ковровый узор.
Кольцо вокруг отверстия.
Зейнаб Шахиди Марнани. 2018–2019
Дерево, стекло, металл, цифровая печать
«Невозможные путешествия в Нидерландах, России и Персии тогда и сейчас» — часть проекта «Наследие: точки соприкосновения», который осуществляется на средства Европейского союза при участии галереи «Emrooz» в Исфахане, галереи «Виктория» в Самаре, Европейского культурного фонда, фонда Compagnia di San Paolo, Культурного фонда Гербранди, проекта Cargo in Context, культурного центра Castrum Peregrini, Музея Москвы, центра современного искусства Va в Исфахане, Посольства Королевства Нидерландов в Москве, Посольства Королевства Нидерландов в Тегеране, программы культурного обмена Фонда принца Клауса, программы софинансирования проектов в сфере совместного культурного наследия при центре международного сотрудничества DutchCulture, Фонда Вильгельмины Янсен, Фонда креативных индустрий, Фонда Мондриана и Фонда Роберто Чиметты.