С 14 февраля по 1 июня на трех этажах Музея русского импрессионизма развернется масштабная выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Ставший основным методом для одних и кратковременным увлечением для других, импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. В экспозиции произведения 70 мастеров от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова, как отдельные мазки, соберутся в единую картину и позволят представить, насколько масштабным и распространенным было это явление в отечественной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.

Сегодня термин «русский импрессионизм» стал общепринятым: ведущие специалисты и учреждения по всей России посвящают выставочные и издательские проекты этому явлению, хотя еще в дни открытия музея в 2016 году оно вызывало споры среди искусствоведов и зрителей. Этим проектом музей не ставит перед собой задачи проследить весь путь импрессионизма в России или сформировать глоссарий отечественных мастеров-«впечатленцев». Выставка познакомит с ключевыми чертами импрессионистической стилистики и подчеркнет ее национальные особенности.
Откроют экспозицию полотна, «изображающие воздух» и выявляющие природу света. Следом за ними будет представлена работа живописцев с цветом. Русские художники, как и их французские коллеги, экспериментировали с палитрой и пришли к несвойственной для направления темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор предлагает термин «черный импрессионизм».

1. Абрам Архипов. Зима. 1909. Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского
2. Александр Богомазов. Портрет Ванды. 1907–1908. Частное собрание, Москва
3. Арнольд Лаховский. Набережная Фонтанки. Баржи с дровами. Конец 1910-1920-е. Частное собрание, Москва
4. Игорь Грабарь. Иней. 1904. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
5. Дмитрий Щербиновский. Пароход. 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Отдельное внимание будет уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского, впервые приравненным импрессионистами к самостоятельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные композиции Виктора Бориса-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Практике импрессионизма будет посвящен и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.
Открытием импрессионизма стали и демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, посещения кафе и театров. Приобрел популярность «русский мотив»: посетители увидят, как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьянки в исполнении Абрама Архипова. Новаторские композиционные приемы мастера заимствовали также из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.

На трех этажах музея будут собраны более 150 произведений из 76 частных и государственных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

6. Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено. 1918. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
7. Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Корина также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея будет создана инсталляция, посвященная свету как физическому явлению. Произведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.
К выставке будет выпущена книга о русском импрессионизме. В программной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искусствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и рассказывает, как импрессионистические приемы и методы помогали Илье Репину и Василию Поленову, Константину Коровину и Валентину Серову, а следом за ними и Михаилу Ларионову и Роберту Фальку в решении творческих задач, а также как пленэрные практики повлияли на русское искусство. Альбомную часть дополнят аннотации о собранных в экспозиции работах с биографическими справками о художниках.

8. Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911
Собрание Музея русского импрессионизма
9. Петр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907
Музей истории города Обнинска

В 2025 году музей продолжает сотрудничество с Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». При участии партнера инклюзивной программы будут созданы тактильные станции. Для грядущей экспозиции их количество увеличится до шести. Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с тактильными барельефами к работам Константина Коровина, Николая Фешина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Игоря Грабаря и Ивана Куликова как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. По окончании выставки макеты станут доступны посетителям музеев Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.
Дополнить впечатление от картин позволит аудиоспектакль от Театрального салона «Сцена 23». Режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шепотом, шагами — и помогает погрузиться в атмосферу экспозиции. В рамках просветительской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.

Куратор: Наталья Свиридова — главный хранитель Музея русского импрессионизма.
Дизайн экспозиции: Студия ЧАРТ. Архитекторы Сергей Чобан, Александра Шейнер и Дарья Орлова.