Даже те из жителей нашей страны, кто максимально далек от архитектуры, знают имя зодчего Щусева: он автор проектов Казанского вокзала, гостиницы «Москва» и, конечно, одного из самых знаковых сооружений СССР — мавзолея Ленина на Красной площади. Но не всем известно, что до революции 1917 года Щусев, действительный член Императорской Академии художеств, строил очень много церквей. Именно этой части его творческой биографии главным образом и посвящена выставка-инсталляция «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ», приуроченная к 150-летнему юбилею зодчего. Она открылась во Всероссийском музее декоративного искусства (ВМДИ).

Основой экспозиции стали уникальные собственноручные рисунки мастера — коллекция архитектурной графики Щусева, которая поступила в собрание музея три года назад, в 2020-м. Это шаблоны резьбы по камню, эскизы и зарисовки. Их большая часть относится к постройкам Щусева в знаменитой московской Марфо-Мариинской обители. Ее основала принявшая монашество после гибели мужа великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, родная сестра последней российской императрицы). Постройки обители возведены в неорусском стиле, в его национально-романтическом варианте, как это определяют историки архитектуры.

Помимо построек Марфо-Мариинской обители, экспозиция рассказывает о щусевских проектах храма Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасской церкви в Натальевке, церкови Николая Чудотворца в Бари (Италия). Также можно увидеть зарисовки к проекту храма, который архитектор спланировал для имения помещика Богдана в Кугурештах (Молдавия) — Щусев родился в Кишиневе, и у него были молдавские заказчики.
Куратором выставки стал земляк и коллега Щусева — уроженец Тирасполя Юрий Аввакумов, известный архитектор и художник, участник Венецианской биеннале. «Иногда мне представляется, что за “фасадом” великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый — до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй — до 1932 года, практичный конструктивист, третий — до конца жизни, придворный неоклассицист, — рассказал Аввакумов. — До 1918 года — у него сказка, с 1918 по 1932 — утопия, с 1932 года — миф. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».

Завершая в сознании посетителя этот период в творчестве Щусева, Аввакумов последний зал экспозиции построил в буквальном смысле «вокруг мавзолея» — самой известной в советское время постройки архитектора. На стенах зала — эскизы зодчего, а в центре — инсталляция самого Юрия Аввакумова: макет мавзолея Ленина, сложенный из костяшек домино со стразами. «Мне нравится идея “пространственного оксюморона”, попытки создать нечто устойчивое из неустойчивого — например, здание из костяшек домино, которые априори склонны к падению, — объяснил куратор. — Для этого макета я выбрал luxury-домино итальянской марки с кристаллами Swarovski. Получился такой оксюморон в квадрате: мавзолей со стразами. Так как он черный, то еще и напоминает ночной город».
Инсталляция Аввакумова словно перекидывает мостик от современного искусства к искусству досоветской и советской эпохи, одним из самых заметных представителей которой был Щусев. На выставке в ВМДИ, кроме эскизов и набросков Щусева, представлены также специально созданные специалистами музея «макеты наизнанку» — пространственные модели спроектированных зодчим храмов с фрагментами росписей, а также старинная кукла и фрагменты тканей из коллекции архитектора, хранящейся в собрании музея.

Выставка «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» во Всероссийском музее декоративного искусства открыта до 14 января 2024 года.