В рамках «Фотобиенале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра.
Эритрея, 1992.
Погруженный в раздумья посетитель бара в городе Асмэре. Возможно, он пока не может принять тот факт, что долгая война за независимость уже завершена.
© Pascal Maitre/Myop/Panos
Паскаль Мэтр родился в 1955 году в Бюзансе (Франция) в семье кузнеца. Свой первый фотоаппарат (это был Rolleiflex 4×4) он получил в подарок от тети, которая вышла замуж за американского солдата и жила на севере США. После школы Мэтр изучал психологию в университете, а затем был призван в армию, где служил в фоточасти. Там он всерьез увлекся фотографией и в 1979 году начал работать фотокорреспондентом журнала Jeune Afrique. Так началось его фотографическое путешествие длиной в четыре десятилетия — сначала вглубь Африканского континента и далее по странам Африки, Южной Америки, Азии, Ближнего Востока и Европы.
Паскаль Мэтр сотрудничал с самыми известными мировыми журналами: Le Figaro Magazine, Geo, L’Express, Paris Match во Франции; Geo, Stern, Brigitte в Германии; National Geographic в США. Выпустил несколько книг в крупнейших издательствах, не раз становился обладателем престижнейших наград в области фотожурналистики. Так, за фоторепортаж, посвященный участникам Мексиканской революции, в 1987 году Мэтр был удостоен премии World Press Photo.
Мали, 2019 / Ополчение традиционных охотников донзо народности бамбара. Их поддерживает малийское правительство для борьбы против народа фульбе, присоединившегося к исламистам
© Pascal Maitre/Myop/Panos
Нигер, 1993 / Туарегские повстанцы
© Pascal Maitre/Myop/Panos
Многие работы Паскаля Мэтра напоминают живописные полотна, при этом фотограф никогда не делал постановочных кадров, каждая его фотография — документ. Мэтр работал в самых горячих точках планеты, рассказывая зрителям о жизни, культуре и традициях разных народов, раскрывая причины кровопролитных войн и суть международных политических конфликтов. Снимки Паскаля Мэтра удивительно кинематографичны — каждая его серия демонстрирует захватывающую реальную историю.
Конго, 2012 / «Саперы» (производное от выражения на французском «Общество светских и стильных людей») из группы «Леопарды Конго» на улицах квартала в Матанго. Они носят приобретенную в секонд-хендах одежду знаменитых брэндов: Yamamoto, Dolce & Gabbana, Paul Smith. Движение зародилось в конце 1970-х как реакция на навязанную президентом Мобуту «аутентичность» и запрет на западный стиль в одежде.
© Pascal Maitre/Myop/Panos
При этом сам фотограф с присущей ему скромностью рассказывает о своей работе так: «У меня профессия в общем простая. Пожалуй, самое трудное — добраться. Физически оказаться в тех местах, где происходит что-то интересное. А когда добрался, нажать на кнопку не так уж и трудно».
Паскаль Мэтр принципиально не использует цифровую камеру. В день он снимает в среднем по пять пленок. Часто из одного репортажа он отбирает всего два-три удачных снимка — они попадают в книги и на выставки. Остальные служат лишь иллюстрациями к текстам в СМИ.
Друзья фотографа отмечают его уникальную безмятежность, его способность «успокоить даже самых взвинченных» людей, которых Мэтру доводилось встречать в зонах военных конфликтов, а также особый «панорамный» взгляд, определяющий качество его фотографий.
Нигер, 1996 / Женщины племени водаабе во время песчаной бури в долине Азвак
© Pascal Maitre/Myop/Panos
Паскалю Мэтру сопутствует удача. В Африке, где некоторые племена живут еще первобытнообщинным строем, часто опасливо относились к человеку с фотоаппаратом, приравнивая его к оружию, а некоторые жрецы до сих пор полагают, что фотографический снимок отбирает у человека часть души. Тем не менее фотографу всегда удавалось договориться о съемке и сделать максимально достоверные фоторепортажи. Его ни разу не арестовали. О нем никогда не забывала международная пресса, а выставки Мэтра с большим успехом проходят на престижнейших мировых площадках, включая Европейский дом фотографии (Франция), Фестиваль Visa pour l’image в Перпиньяне (Франция) и др.