В Институте Сервантеса в Москве стартует авторский цикл лекций кандидата искусствоведения, историка-испаниста Льва Масиеля Санчеса, посвященный средневековой архитектуре Испании.
За три лекции мы рассмотрим все важнейшие произведения испанской средневековой архитектуры. Главные вопросы, который мы будем задавать памятникам: в чем была специфика испанской архитектуры на каждом этапе? Чем она отличалась от зодчества соседей — Франции, Португалии, Марокко, а также и более дальних стран — в рамках одних и тех же стилистических тенденций?
Курс базируется на новейшей научной литературе и обширном, преимущественно авторском изобразительном материале.
Лев Карлосович Масиель Санчес — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства, историк-испанист и архитектуровед. В числе его публикаций — комментированное издание «Странствий и путешествий» Перо Тафура (2006), «Архитектура Сибири XVIII века» (2017), а также многочисленные работы по архитектуре Испании, Латинской Америки, стран Магриба, христианского Востока. Читает несколько учебных курсов по всеобщей истории архитектуры на направлении «История искусств» в Высшей школе экономики. Владеет среди прочих испанским и каталонским языками.
Лекции проходят онлайн на платформе zoom.
На русском языке.
24 сентября (четверг), 19:00
ДОРОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Испания — одна из немногих стран Европы, сохранивших широкий круг памятников дороманской архитектуры. Ее скромные, на первый взгляд, здания необыкновенно важны для истории европейского зодчества и во многом не расшифрованы до конца.
Образцы дороманской архитектуры можно увидеть как на севере Испании — в Астурии и Галисии, так и в Каталонии, Кастилье-Леоне, Кастилье-ла-Манче. К дороманским шедеврам относятся, например, церкоовь Сан-Педро-де-ла-Мата в Сонсеке (провинция Толедо, Кастилья-ла-Манча), монастырь Сан-Хуан-де-ла-Пенья в Хаке (провинция Уэска, Арагон) или монастырь Сан-Мильян-де-Сусо в Риохе.
Кто придумал подковообразную арку? Были ли построены те храмы, что считаются вестготами, при вестготах? Какой термин правильнее, мосарабская архитектура, или архитектура Repoblación? Можно ли говорить об одной дороманской архитектуре — или их много? В лекции будут предложены современные научные мнения по данным и многим другим вопросам.
1 октября (четверг), 19:00
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Среди шедевров романской архитектуры Испании — в первую очередь религиозные сооружения: монастыри, соборы, церкви, часовни. Количество романских храмов Испании бесконечно, а их качество исключительно высоко .Яркие примеры: монастыри Сан-Хуан-де-ла-Пенья в провинции Уэска (Арагон), Сан-Хуан-де-Дуэро в Сории и Санто-Доминго-де-Силос в провинции Бургос (Кастилья-Леон), а также знаменитый собора в Сантьяго-де-Компостела (Галисия). Но есть и гражданские постройки, относящиеся к романмкой архитектуре (дворцы, мосты). И военные сооружения: защитные башни и стены, замки Лоарре, Педраса и Сепульведа.
Романика для Испании — импортный стиль: каталонцы заимствовали его из Италии, остальная Испания — из Франции. И тем не менее здесь быстро сложился собственный архитектурный стиль, прекрасный и убедительный, успешно доживший до середины XIII века. В этой лекции мы поговорим и о специфике Испании на общеевропейском фоне, и об ее многочисленных романских постройках.
8 октября (четверг), 19:00
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Мноние памятники испанской готики сейчас считаются главными туристическими достопримечательностями своих городов — как соборы Толедо, Бургоса и Леона. Прекрасные образы так называемой средиземноморской готики — собор в Пальма-де-Майорке или Шелковая биржа в Валенсии.
Испанская готика весьма разнообразна. Она претерпела много иноземных влияний, но и породила много собственных особых местных видов — исабелино и платереско, к примеру. В ней сильны и региональные отличия, например, в Каталонии и Галисии. Наконец, она продлилась исключительно долго и порождала прекрасные грандиозные постройки вплоть до конца XVI века. Почему это произошло, так ли уж это специфично для Испании? Это лишь один из многих вопросов, которые будут обсуждены в данной лекции.
Стоимость курса из 3 лекций: 1500 рублей (для оплативших курс запись лекций будет доступна до 15 октября).
Оплата банковским переводом. Забронируйте место по электронной почте cultmos1@cervantes.es, и мы вышлем вам инструкции по оплате. При поздней оплате первую лекцию цикла можно будет посмотреть в записи.