Лекция кандидата искусствоведения, куратора выставки-размышления «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» Анастасии Арефьевой
5 ноября (четверг), 19:00
Онлайн на платформе Zoom
На русском языке с синхронным переводом на испанский
Выставка-размышление «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» недавно открылась в Доме-музей М.Н.Ермоловой — Театральном салоне на Тверском бульваре (филиал Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина).
Автор идеи и куратор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Анастасия Арефьева 5 ноября прочтет лекцию в Институте Сервантеса в Москве и расскажет об образах Испании в русском театре, как классическом, так и современном.
Какие произведения испанской литературы пользовались особенным успехом на русской сцене? Какой видели Испанию режиссеры и театральные художники? Что через их спектакли мы можем понять про Испанию и самих себя?
Виктор Герасименко. «Собака на сене». Ростовский академический театр драмы
Проект, посвященный образам Испании и судьбам испанских героинь в русском театре XX — начала XXI века, приурочен к 90-летию со дня смерти Александра Яковлевича Головина (1863–1930), художника, сценографа, действительного члена Академии художеств.
Выставка «Чаепитие с Дульсинеей: начало двух веков» ведет зрителя по разным эпохам, начиная с 1900 года, когда в Большом театре был поставлен балет «Дон Кихот» в оформлении Головина, Коровина и Клодта, и эскизов Александра Головина к постановке оперы «Кармен» в Мариинском театре в 1908 году.
Александр Головин и Константин Коровин, как и Петр Кончаловский, и Федор Федоровский в начале XX века «болели» Испанией: путешествовали по ней, рисовали с натуры ее жителей и пейзажи, учили язык. «Испанские» работы всех этих мастеров представлены на выставке, как и современных театральных художников: Марии Даниловой, Владимира Арефьева, Ольги Золотухиной, Алисы Якиманской и многих других.
Создатели — автор идеи Анастасия Арефьева и художник Мария Утробина — предлагают поразмышлять о судьбе испанских героинь в русском театре XX — начала XXI века и проследить, как менялись их облик и темперамент на русских сценах, какими были и какими стали «русские испанки», и главное, почему далекая Испания была и остается такой родной для русского человека.
Фагиля Сельская. «Дом Бернарды Альбы». Театр Ф. Волкова
Дульсинея — это не только символ мечты и совершенства, но и образ, в котором живут другие, известные на весь мир испанские героини. Кармен с её несокрушимой внутренней свободой. Тоскующие девушки дома Бернарды Альбы. Возлюбленные Дон Жуана. Своенравные и притягательные героини Лопе де Веги и Педро Кальдерона.