В столичном кинозале «Победа» с аншлагом прошла премьера документального фильма «Вертинский. Одинокий странник», приуроченного к 130-летию со дня рождения легендарного артиста и к Году театра в России.
Премьера фильма в кинозале «Победа» прошла с размахом. Десятки журналистов и фотографов и более трехсот гостей, в числе которых немало звездных имен: участник проекта, поэт, эссеист Дмитрий Воденников, ведущий вечера, кинокритик и киновед Давид Шнейдеров, писатель и сатирик Михаил Мишин, народный артист России Лев Прыгунов, заслуженная артистка России Евдокия Германова, народный артист России Евгений Герчаков, телеведущий Михаил Жебрак, писатель Алексей Бархатов, музыкант Алексей Колосов, мама руководителя театра «Геликон-опера» Дмитрия Бертмана Людмила Жумаева, продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, актрисы Ольга Дунаева, Наталья Фрей, Дарья Белодед, журналист и историк Борис Духон, президент Торгового дома «Библио-глобус» Борис Есенькин, известные бизнесмены Андрей Рост и Игорь Бэлза и, конечно, создатели фильма «Вертинский» — сопродюсеры Ирина Ясакова и Юрий Бердников, исторический консультант картины Анна Сокольская, оператор Михаил Блинцов.
«Вертинский. Одинокий странник» — третья документальная картина режиссёра и продюсера Светланы Астрецовой (после лент «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» и «Класс») . Её новая работа — это фильм-размышление о судьбе и личности Александра Николаевича Вертинского и эпохе Серебряного века, воплощением которой он являлся.
Хозяйка вечера, элегантная Светлана Астрецова лично встречала гостей и принимала поздравления. На afterparty нам удалось взять у неё эксклюзивное интервью.
Светлана, ваш дебютный фильм о Сергее Дягилеве был приурочен к 145-летию со дня его рождения. Второй фильм «Класс» к Году балета в России. Ваш третий фильм об Александре Вертинском выходит в год 130-летия артиста. Были ли другие причины снять о нём ленту? Почему Вы выбрали именно эту личность в качестве героя?
— Я люблю рассказывать о судьбах великих, неординарных людей. Когда начинаешь работать над такой темой, как будто проживаешь их жизни. Что может быть интереснее?
Если бы я умела сочинять романы, то писала бы биографические труды, как Андре Моруа, о людях прошлого, которые меня восхищали. А личность Вертинского не может не восхищать: человек-легенда, артист, поэт, композитор. Он был кумиром миллионов, уже при жизни Вертинский был звездой мирового масштаба. Удивительно, ему рукоплескала публика поэтического Серебряного века, и его песни и стихи продолжают любить в нашем прагматичном XXI веке.
Кстати, «Вертинский» у меня самый любимый из всех проектов. На днях пересматривала на предмет брака копию фильма для показа на нашей премьере, история меня захватила, как будто я смотрела фильм в первый раз, хотя давно знаю его наизусть. Это фильм, в котором я люблю все: каждого героя, каждый план, каждую фразу и даже каждую виньетку в оформлении титров.
Об Александре Вертинском сказано уже немало. Изучали ли Вы то, как другие режиссёры подходили к раскрытию его личности? Как Есть ли в фильме «Вертинский» что-то, что отличает его от других?
— Когда я готовилась к съемкам и пересматривала документальные фильмы о Вертинском, а их действительно снято немало, обнаружила, что большинство лент — либо истории его творчества, либо рассказ о семье Вертинских. Мне же захотелось снять в первую очередь честную и искреннюю картину о необыкновенной судьбе этого человека — временами очень счастливой и часто трагичной.
А в жизни Вертинского уместилось несколько совершенно разных биографий… «Певец декаданса», «Бродяга и артист», «Человек во фраке в Стране Советов» — так называются три главы фильма, которые рассказывают о разных периодах его биографии. Каждую из глав представляет рассказчик: первую — поэт, эссеист, радиоведущий Дмитрий Воденников, вторую — культовый музыкант, народный артист России Андрей Макаревич, третью — писатель и историк Эдвард Радзинский.
Вертинский был звездой декаданса в дореволюционной России, добился признания на мировой сцене, будучи эмигрантом, а по приезде в Советский союз, несмотря на давление системы, сумел остаться самим собой и сохранял внутреннюю свободу. А свобода — это, наверное, самое главное для человека искусства.
Расскажите о команде проекта. Как шёл съёмочный процесс?
— Люблю работать стремительно, поэтому от замысла до завершения фильма и оформления всех документов на проект у меня проходит не больше 6 месяцев, затем еще 6 месяцев я занимаюсь продвижением картины: фестивалями, премьерными показами, телеэфирами. А ровно через год начинаю новый фильм. В коллективе люблю постоянство, когда работаешь с людьми не первый год, уже досконально знаешь характер и потенциал каждого. Меняю сотрудников, только если из-за них возникают серьёзные проблемы в профессиональных моментах или сильно не сходимся характерами.
На Вертинском работало много моих соратников по прошлым проектам: прекрасные, талантливые продюсеры Ильмир Юсупов, Ирина Ясакова, Юрий Бердников, каждому из них я очень благодарна. С Ильмиром и Юрием мы делаем третью совместную картину. А с Ириной Ясаковой сотрудничаем второй год подряд. В прошлом году благодаря ее поддержке мы выпустили на экраны фильм «Класс» об истории русского балета и мне очень приятно, что Ирина с интересом отнеслась к идее снять фильм о Вертинском.
На «Вертинском» мне удалось поработать с кандидатом исторических наук, культурологом, автором передач на «Радио Москвы» Анной Сокольской, она помогала в поиске исторических материалов и редактуре. Наш постоянный визажист и фотограф бэкстейджа Екатерина Бурдакова как всегда блестяще справилась с гримом и образами для звезд, очень помогали в съемках фотографы Михаил Брацило и Владимир Майоров. Красоту в кадре создавали операторы Владимир Полунин, Александр Браже, Альберт Морозов, Илья Михайлов-Соболевский, Михаил Блинцов, Дмитрий Степанов. Я называю столько операторов, потому, что многие съёмки проходили удалённо в других городах и странах, куда поехать не было возможности, я искала операторов в нужных мне городах через соцсети и они снимали нужные планы по техническому заданию.
Настоящим открытием на этом проекте стала встреча с невероятно талантливыми режиссером монтажа Аней Гольцевой и звукорежиссером Андреем Никулиным. Работать с ними огромное удовольствие. Надеюсь, что будет возможность пригласить их посотрудничать и в будущем.
Что было самым сложным/неожиданным/интересным/удивляющим в работе над картиной?
— Самым сложным было, как обычно, найти финансирование.
Самым интересным был монтажный период. Монтаж вообще мой любимый этап работы, когда ничего экстремального, страшного и непредсказуемого уже не может произойти, а все, что не удалось на съемках, можно легко исправить благодаря ловкости рук и полету фантазии.
Самым удивительным и неожиданным — то, что фильм выходит в широкий прокат по России. Для документального кино это просто чудо. Обычно у документалистов все ограничивается показами на фестивалях для узкого круга и телеэфиром, если повезет.
Это уже Ваш третий документальный фильм. Если сравнить работу над первым, вторым фильмом и работу над фильмом о Вертинском — заметили ли вы какие-то изменения в себе как в профессионале?
— Во время работы над фильмами я люблю наблюдать за собой со стороны, а иногда даже ставить эксперименты. Например, на своих премьерах я не смотрю кино в зале, а всегда ухожу в фойе. Не только потому, что во время показа нужно проследить за сервировкой фуршета для гостей. Когда смотришь свой фильм в зале, невольно вспоминаешь все, через что пришлось пройти ради него и становится не по себе.
Так вот об экспериментах, начиная “Вертинского“, я решила поставить любопытный опыт: впервые получить удовольствие от работы над фильмом. Удовольствие в работе для меня — это: тема, которая восхищает, команда единомышленников и профессионалов, абсолютная свобода в творчестве и отсутствие проблем в организации.
Третий фильм. Третий полный метр. Третий раз счастливый? Почему бы нет?
Я выбрала тему, которая захватила меня целиком, собрала команду мечты. Полную свободу я получила довольно давно, когда оставила работу тв. Последний пункт — проблемы в организации… На новом проекте я выбрала тактику «непротивление злу». Решила, если встречу препятствие, не буду с ним бороться, а просто интеллигентно обойду стороной и продолжу свой путь.
Пока я в одиночестве писала сценарий, все шло превосходно. Но когда начались переговоры, съёмки, постпродакшн… Нерешенные проблемы мгновенно превратились в грозную лавину и через три месяца после старта проекта уже не оставляли никакой возможности для маневра. Забыв об эксперименте и даже не осознав, что он провалился, я бросилась расчищать дорогу.
А про этот опыт вспомнила только на днях, когда, наконец, все проблемы оказались закрыты. Так что опыт я провалила, зато пришла к выводу: фильмы — это красивые хищники, которые питаются кровью своих авторов.
На фото слева направо: Светлана Астрецова и Дмитрий Воденников, Лев Прыгунов, Евгений Герчаков, Евдокия Германова
Расскажите об источниках финансирования фильма. Вы работаете только с господдержкой или обращались к краудфандингу?
— «Вертинский. Одинокий странник» — мой третий фильм, снятый благодаря поддержке Министерства культуры. Не знаю, могли ли состояться эти проекты, если бы не поддержка государства. Хочется верить, что будет везти на грантовых конкурсах и дальше. Но это уже большое счастье, что удалось сделать три фильма. Конечно я отдаю себе отчёт, что однажды удача может отвернуться. Когда уходила с телевидения в документальное кино, чётко понимала, что теперь не будет никаких гарантий и стабильности, и каждый фильм может стать последним.
Модный сейчас краудфандинг я никогда не пробовала и вряд ли попробую. Понимаю, что для многих режиссеров такой вариант — единственная возможность сделать проект, я часто наблюдаю сборы средств на страницах друзей в соцсетях. И рада, что у многих это получается. Но сама такой способ пробовать не хочу по двум причинам.
Во-первых, я психологически не могу просить своих подписчиков скинуться рублей мне на фильм. Ведь документальное кино — это не высокобюджетная игровая картина, для съемок вполне достаточно иметь 1-3 миллиона рублей. Эти деньги мне проще заработать, чем собрать (помимо кино я профессионально занимаюсь пиаром и ивентом).
А во-вторых, мне было бы неловко собирать деньги на фильм, когда огромное количество людей на тех же сайтах и порталах ищет средства на операции для больных детей или на какие-то социально значимые вещи. Помните, вопрос в фильме «Мужчина и женщина»: «Кого спасать при пожаре — полотно Рембрандта или кошку?» Я бы спасла кошку.
Как организовано продвижение картины “Вертинский. Одинокий странник»? Какие планы: фестивали, телеэфир?
— Предпремьерный показ «Вертинского» прошел с переаншлагом совсем недавно в рамках 41-ого Московского международного кинофестиваля 25 апреля. Сейчас публика очень тепло встретила фильм на официально Московской премьере, которую мы тщательно готовили полгода. Будет два премьерных показа и в Санкт-Петербурге. 28 мая в 20:00 все желающие смогут увидеть фильм в Питере в открытой киностудии «ЛенДок» (набережная Крюкова канала, 12). Кстати, билеты уже в продаже lendocstudio.com
А с 6 июня «Вертинский» в течение двух недель будет в прокате, в кинотеатрах по России. Сейчас я веду переговоры с телеканалами «Россия-Культура», «ОТР» и «НТВ» о показе «Вертинского» в эфире в новом сезоне. Что касается фестивалей, то фильм уже приглашен на российские и международные смотры «Бродский фест», «Русское зарубежье», «Лучезарный Ангел», «Встречи в Сибири», «Влюбленные в искусство». Надеюсь, будет ещё немало приглашений от фестивалей и площадок. Я всегда охотно откликаюсь на предложения. Чем больше людей увидят кино, тем лучше.