«Класс» — это не только название картины молодого режиссера Светланы Астрецовой, но и, пожалуй, его оценка, только с восклицательным знаком. Главная цель этой пятидесятиминутной документальной ленты — сделать историю русского балета достоянием широкого круга зрителей. Про то, что «в области балета мы впереди планеты всей» знает, наверное, каждый школьник, и балет у нас любят многие, а вот как всё исторически складывалось, знает далеко не каждый. У меня, москвича, как ни странно, русский балет ассоциируется, в первую очередь, с Санкт-Петербургом. Питерская архитектура удивительным образом соответствует духу балета. Не случайно камера оператора то и дело выхватывает этот прекрасный город с высоты птичьего полёта. Это реальная высота отечественного классического балета. Это — красота, увиденная сверху.

Трамплин в будущееСветлана Астрецова и Давид Шнейдеров

Фильм Светланы Астрецовой — ещё и о белых пятнах в нашем сознании. Ведь у людей, далёких от искусства балета, мало представления об Академии Русского Балета, которая давно уже «прописана» на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, и об Агриппине Вагановой, чьё имя носит это учебное заведение. Большая находка авторов фильма — дневники Вагановой в исполнении Аллы Демидовой. Хороший фильм — это всегда фуга, где важен каждый голос. То, что выдерживает натиск времени, нарабатывается преемственностью поколений. Три века русского балета — это длинная цепочка отважных, трудолюбивых и талантливых людей, преданных своему делу. Точка отсчёта для русского балета — правление Анны Иоанновны. Балет в то время существовал в основном для увеселения вельмож. Им приходилось всё время нанимать заезжих артистов. И вот тогда кто-то шепнул на ухо императрице Анне Иоанновне, что лучше самим готовить у себя танцовщиков. То же самое произошло в России и с драматическим театром.

Очень многое в России построили иностранцы, которым создали благоприятные условия для работы. У истоков русского балета стоял Мариус Петипа. Трудно переоценить его роль в становлении у нас этого вида искусства. «Петипа постоянно думал: что из того, что было ценным вчера, можно взять в будущее. Таким образом, он служил проводником лучших художественных идей своего времени», — резюмирует искусствовед Борис Илларионов. Из картины Светланы Астрецовой мы узнаём, что ударение в имени знаменитого балетмейстера нужно ставить на третий слог: МариУс. «Намотает всяк на ус, как зовётся Мариус». Любопытно, что записку об этом написал академик Дмитрий Лихачёв, для которого в русском языке было важным абсолютно всё, даже ударение в отдельном слове. Лихачёв был лично знаком с дочерью Петипа, которую называл по отчеству и был в курсе, как правильно произносить это редкое имя.

Наверное, всю информацию, которая звучит в фильме «Класс», мог бы сообщить зрителю один человек — например, ректор Академии Николай Цискаридзе. Он тонко, точно и задушевно ведёт рассказ о трёх веках Академии Русского Балета. Но для Светланы Астрецовой важна коллегиальность, важна соборность разных голосов. Речи выступающих, чтобы зритель не заскучал, иллюстрируются в фильме видеофрагментами знаменитых постановок. В картине есть несколько потрясающих фрагментов из выступлений прославленных звёзд балета, в том числе Рудольфа Нуреева и Николая Цискаридзе. Впечатляет широта диапазона ленты. Многие эпизоды, которые могли бы показаться поверхностному взгляду «посторонними», отклоняющимися от главной темы, на самом деле тему только расширяют, дополняют свежими, яркими красками. Например, рассказ Жанны Аюповой о её дуэте с Рудольфом Нуреевым в балете «Сильфида». Казалось бы, это только личные мемуары балерины. И вдруг — молнией — мысль: «Да ведь Нуреев — тоже выпускник Вагановской Академии!» Безусловное достоинство ленты Астрецовой — её многовекторность. Ничего лишнего! Просто объём бытия.

Трамплин в будущее

Трамплин в будущееЗаписка Дмитрия Лихачева / Кадр из фильма «Класс»

В фильме «Класс» прозвучало неожиданное для меня определение: «Серебряный век русского балета». А ведь был ещё и золотой век — с легендарной Истоминой! Но именно сверхталантливое поколение начала ХХ-го века «прорубило окно в Европу» и заявило о русском балете в полный голос. Раньше о Серебряном веке говорили в основном применительно к поэзии. Сергей Дягилев вдохнул в русский балет мировой размах и придал ему особое звучание. И я наблюдаю прямую связь и преемственность между двумя картинами Светланы Астрецовой — о Сергее Дягилеве и об истории русского балета.

Выдающиеся солисты редко становятся прекрасными педагогами. Личностное эго, которое в сольной карьере помогает артисту, в педагогике — очень мешает. Поэтому хорошие педагоги чаще получаются из тех виртуозов сцены, чья сольная карьера по тем или иным причинам не задалась. Именно такой была Агриппина Ваганова. Сейчас Академия совершенствует проверенный временем тренд — приглашать на работу талантливых иностранцев. Светлана Астрецова хорошо показала это на примере Фетона Миоцци, преподающего ныне в Академии. Итальяно-грек, названный Фетоном в честь платоновского диалога «Федон», он давно уже стал на нашей балетной сцене «своим». Как мне кажется, Астрецовой удалось добиться паритета романтического и «трудового», реалистического представления об Академии Русского балета. Как поэтично сказал об Академии Николай Цискаридзе: «Это словно замок Спящей Красавицы на берегу Лебединого Озера!» Невзирая на тяжёлый труд танцовщиков и педагогов, над Академией витает некий сказочный дух. И дуб, посаженный Николаем Цискаридзе во внутреннем дворе здания, символизирует незыблемость русских балетных традиций и их перспективу. Балет — это душа Небесной России. Пожалуй, именно балет — последний оплот «высокого» искусства. В то же время, традиционный русский балет очень демократичен. Он использует как музыку великих композиторов, таких, как Чайковский, Дебюсси и Равель, так и чисто балетную музыку — например, шедевры Адольфа Адана и Людвига Минкуса. Великая Агриппина Ваганова написала учебник, по которому сегодня занимаются все учащиеся Академии балета.

Нельзя не упомянуть и тех людей, которые помогали Светлане Астрецовой в создании фильма «Класс»: профессионализм и талант операторов Владимира Полунина и Михаила Блинцова, прекрасный монтаж Дениса Мастерова, изящную работу по гриму Екатерины Бурдаковой, а также продюсерское мастерство Ильмира Юсупова, Юрия Бердникова, Ирины Ясаковой и самой Светланы Астрецовой.

Текст: Александр КАРПЕНКО

Трамплин в будущее

Трамплин в будущее

Трамплин в будущееКадры из фильма «Класс»