11.07 — 19.10 / 2025

Кураторы: Дарья Донина, Елена Желудкова
Архитектура: Юлия Наполова, бюро PSCulture

Центр «Зотов» готовит к открытию выставку «Красная Москва. Женщина в большом городе», посвященную парфюмерной индустрии в России 1920–1930-х. Более 200 экспонатов, от работ известных живописцев до винтажных аксессуаров и ольфакторных инсталляций, представят индустрию красоты как историю развития города и преобразования советской повседневности. Хроника этих изменений прозвучит «голосами» работниц возрождающихся парфюмерных фабрик и москвичек, вместе с которыми взрослела культовая «Красная Москва».

Экспозиция станет первым ольфакторным проектом центра. Кураторы экспериментально подошли к методологии исследования эпохи 1920–1930-х, собрав широкий массив данных об обонятельных впечатлениях времени, тем самым сделав запах главным героем экспозиции. На выставке он становится носителем наследия и воспоминаний прошлого, а  ароматы выступают в качестве самостоятельных объектов.
Сама красная Москва, молодая столица Страны Советов, в 1920–1930-е годы переживала второе рождение. Дома-коммуны, соседствующие со старомосковскими постройками, фабричные рабочие, делящие жизненное пространство с нэпманами и вчерашней буржуазией — именно в этом хаотичном, пахнущем керосином, пудрой, дешевой махоркой и цветущей сиренью ольфакторном пейзаже зарождалась советская парфюмерия.

Экспозиция будет поделена на десять разделов: «Пролетарская Москва», «Фабрика “Бывш. Брокаръ”», «Нэпманская Москва», «Мосье Мишель», «Трест Жиркость», «Проф. Брюсова», «Тов. Жемчужина», «Магазин ТЭЖЭ», «Новая Москва», «Послесловие». Начнется повествование со стремительно растущей Москвы 1920-х годов: посетители услышат разные городские звуки и запахи, характерные для того времени, увидят процесс восстановления мыльной фабрики и исследуют изнанку городской жизни в условиях НЭПа. Затем зритель познакомится с «ТЭЖЭ» (так сокращенно называли государственный трест «Жиркость», ведавший парфюмерно-косметической промышленностью). В 1920–1930-е трест объединял под своим брендом все производства, так или иначе связанные с индустрией парфюмерии и косметики.
Следующие разделы посвящены Москве 1930-х. В них посетитель окажется уже в более процветающем городе, где появляются первые бутики, а советская парфюмерия выходит на международный рынок. Путь к финалу экспозиции проходит через гостиную, в которой будут демонстрироваться фрагменты советских кинолент периода 1950–1980-х, запечатлевшие взросление жительниц столицы вместе с «Красной Москвой». В последнем зале расположится объект современной московской художницы Ирины Кориной, созданный специально для выставки.

Для выставки будут разработаны стилизации популярных советских духов, которые производились в первой половине XX века: «Красной Москвы», «Магнолии», «Красного мака», «Кремля» и одеколона «Северный». Также посетители смогут ознакомиться с винтажным ароматом французского L’Origan Coty 1905 года, ставшего референсом для «Красной Москвы». Помимо рукотворных парфюмерных композиций на выставке будут слышны характерные запахи городской среды и повседневности 1920–1930-х — керосина, сирени, хлеба, креозота, махорки, шоколада, мыла, бани и других. Кураторами было собрано и исследовано более 400 свидетельств о разных обонятельных впечатлениях города того времени.
Ключевым ольфакторным опытом на выставке станет «Парфюмерный орга́н» (так на профессиональном жаргоне называют рабочее место парфюмера), при помощи которого можно будет ознакомиться с семью изолированными нотами «Красной Москвы», а также самостоятельно менять тональность композиции, варьируя концентрацию составляющих.
В ольфакторном сопровождении выставки приняли участие dsm-firmenich, Givaudan, Greenwax, SensoryLAB, LLC Unilever Rus и Группа компаний «НМЖК».

Среди визуального искусства в экспозиции будут представлены живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, плакаты и фотография. Зрители увидят произведения таких художников, как Юрий Пименов, Константин Юон, Александр Самохвалов, Аристарх Лентулов, Игорь Грабарь и других. Также на выставке можно будет увидеть парфюмерные флаконы и подарочные коробки, пудреницы и другие предметы женского быта, этикетки и афиши из частной коллекции Ирины Воробьевой.

Всего в выставке примут участие более 25 российских музеев и частных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей В.В. Маяковского, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей Москвы, Собрание Романа Бабичева, Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, частная коллекция Ирины Воробьевой и другие.

В рамках публичной программы к выставке состоятся два лекционных цикла. Первый из них пройдет под кураторством филолога Людмилы Алябьевой и будет посвящен женскому гардеробу 1920–1930-х, а также модным тенденциям того времени. Среди спикеров — Ольга Вайнштейн, Ксения Гусарова, Мария Терехова, Ася Аладжалова и другие. Второй цикл проведет один из кураторов проекта Дарья Донина. Приглашенные спикеры расскажут о запахах и подходах к изучению ольфакторного наследия в междисциплинарном ключе: от истории повседневности до нейрофизиологии.
Во время проведения выставки посетителей ждет «Лаборатория запахов» — серия семейных мастер-классов, на которых можно будет заняться мыло- и свечеварением, а также попробовать себя в качестве парфюмеров. Погрузиться в атмосферу времени можно будет на уличных уроках по фокстроту и буги-вуги.
Серия городских прогулок Центра «Зотов» расширится до формата Smell Walking, в котором обоняние станет главным инструментом исследования городского пространства. Вместе с культурологом, историком, специалистом по промышленному наследию Инной Крыловой участники прогулок ознакомятся с историей Пресненского и Басманного районов через призму запахов и ароматов, которые наполняли эти места ранее и которые можно ощутить и сейчас.

В рамках музыкальной программы к выставке пройдет концерт солистов оркестра musicAeterna, а также выступление TERELYA, исполняющей романтичный инди-поп с необычным женским вокалом.

К выставке «Зотов.Кино» подготовит две кинопрограммы. Совместная программа с Московской школой кино «Анатомия ужаса. Взгляд на женскую телесность в кино» исследует, как современное кино — через хоррор, фантастику и реализм — говорит о женском теле: его свободе, метаморфозах и сопротивлении. Студенты Школы «Сеанс» под кураторством команды Центра «Зотов» подготовят вторую программу, где главным станет образ женщины в советском кино — сложный, неоднозначный, меняющийся в процессе развития сюжета каждой киноленты.