26.11 2024 — 16.03.2025
Куратор: Алексей Петухов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
Музеи-участники: Государственный музей Востока, Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково», Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Российская академия художеств, Государственный музей истории религии, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Сергей Иванович Щукин известен на весь мир собранием нового искусства — импрессионистов, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако недавно проведенные Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина исследования установили, что дом мецената также наполняли произведения старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Проект «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» представляет Сергея Ивановича в совершенно ином свете, а также рассказывает о забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи. Масштабное архивное исследование позволило реконструировать наследие в максимальной полноте. Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ. Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина — LG.
Проект выстроен как путешествие по цивилизациям и странам, где каждый экспонат, в начале ХХ века находившийся в доме Сергея Ивановича, напоминает об интересах семьи Щукиных: это Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII–XIX столетий. Собирательством живописи Сергей Иванович увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы этим с молодости. Дмитрий — знаток старых мастеров, Пётр — любитель исторических реликвий и культур Востока, а «парижский Иван» — страстный любитель Испании; все они были наделены особым чутьем, и каждый из них в той или иной степени повлиял на характер собрания Сергея. Сегодня не всегда с уверенностью можно сказать, кто из братьев связан с теми или иными произведениями и чьи увлечения отразились на формировании этой коллекции. Часть работ окружала и сына московского купца, Ивана Сергеевича, талантливого молодого ученого-эрудита, речь о котором пойдет на выставке впервые.
«Для меня эта выставка крайне важна. Проект «Неизвестный Щукин» отражает многогранность личности Сергея Ивановича и показывает эволюцию его коллекционирования. Что было кроме модернистов, как жил Сергей Щукин, как сформировалось его собрание, как у него получилось открыть Матисса и Пикассо — этот секрет все хотят разгадать. На мой взгляд этот секрет очень прост — надо любить то, что ты делаешь, надо расти и любить искусство», — Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
«На нашей выставке мы совершаем путешествие и по особняку Сергея Щукина, его знаменитым и «тайным» интерьерам, и по эпохам и культурам человечества. В начале ХХ века в старинной московской усадьбе, задолго до опытов современных кураторов, вступали в смелый диалог предметы самого разного происхождения. И сам наш проект стал примером гармоничного взаимодействия нашего музея и наших уважаемых партнеров. Мы старались продумать каждый аспект, каждую деталь. И очень надеемся на то, что наш замысел — выставки и ее каталога — найдет понимание у гостей Пушкинского музея!», — Алексей Петухов, куратор выставки.
«Я очень рад, что Пушкинскому музею удалось реализовать такой замечательный проект. Мы работаем вместе на протяжении многих лет, передавая память о моем деде следующим поколениям. Я выражаю свою особую благодарность Пушкинскому музею, который стал для меня московским домом», — Андре-Марк Делок-Фурко.
В 1920-е годы, после национализации собрания Щукина, все «непрофильные» произведения были переданы из бывшего дома мецената в другие музеи Москвы и регионов СССР. Документы об этих событиях хранятся в отделе рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина, они позволили достоверно реконструировать собрание. Проект открыл новые возможности сотрудничества между музеями по всей России. Экспонаты, когда-то принадлежавшие Щукиным, были обнаружены в Музеях Московского Кремля, Музее Востока, в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», Академии художеств, Государственном Эрмитаже, Музее истории религии, в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска. Давно разлученные произведения спустя столетие вновь объединятся на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Экспозиция построена на нескольких ключевых сюжетах, которые подчеркивают неординарный подход Сергея Ивановича и его семьи к искусству. Каждый сюжет освещает не только их эстетические предпочтения, но также интуитивное понимание художественных процессов того времени, что дает возможность увидеть, как формировались и менялись интересы коллекционеров. В залах реконструированы сочетания произведений искусства, когда-то наполнявших дом мецената.
Тема первого зала — история особняка в Большом Знаменском переулке и его сложная планировка. Изучение архивных материалов позволило установить, что наряду с произведениями французских художников гостей встречали и работы русских мастеров: чугунные всадники Евгения Лансере и картина Виктора Борисова-Мусатова «Женщина в саду». Экспозицию также дополнят архивные документы, которые помогут разобраться в истории коллекции из дома Сергея Щукина.
Второй зал посвящен собранию памятников Древнего Египта; оно было впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Интерес Сергея Щукина к древнеегипетской культуре мог зародиться еще в конце XIX века, о чем свидетельствуют книги и гравюры из его библиотеки. Понимание древних памятников способствовало вниманию к работам Гогена и Пикассо, которые воспринимаются как рифма египетским древностям. Важной главой в жизни Сергея Ивановича стала поездка на Синай в 1907 году после трагических событий в семье. В экспозиции представлены документы об этом путешествии, а также подлинный, полностью расшифрованный так называемый синайский дневник Щукина. Это редкий случай, когда личные записи коллекционера дошли до наших дней и стали доступны широкой аудитории.
Третий зал выставки отдан искусству Востока. Среди экспонатов — древняя китайская скульптура «Манджушри Симханада (Вэньшу)» XII века, тайское изваяние Будды, оружие из Японии, Ирана, Северной Африки. Китайская и корейская живопись на шелке у Сергея Щукина была помещена рядом с работами Сезанна и Дерена. На выставке будут воссозданы эти пары. Впервые была подробно атрибутирована коллекция из Государственного музея Востока: удалось уточнить происхождение предметов, так как восточные древности собирали и братья Сергея — Пётр и Дмитрий.
Один из отделов выставки посвящен Залу старой живописи, объединившему и разные произведения, и разные судьбы Щукиных. Экспозиция включает работы мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, делфтские вазы, буддийскую икону-танку и европейскую керамику XVI–XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн. Часть экспонатов принадлежала Ивану, младшему брату Сергея, а ключевую роль в соединении в одном пространстве памятников разного происхождения сыграл старший сын Сергея Ивановича — Иван Сергеевич.
С Иваном-братом связана небольшая коллекция европейской сакральной резной скульптуры XV–XVIII веков. Во времена Щукина эти работы определяли как «испанское дерево» — явно вслед за «парижским Иваном», страстно увлеченным Испанией. Фрагменты собрания позволили воссоздать композицию небольшой импровизированной капеллы, где доминируют фигура Мадонны и два ангела эпохи барокко.
Следующие залы посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода из собрания Музея-заповедника «Останкино и Кусково». Также показаны детально реконструированные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка — Розовой гостиной, — созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Для художника была крайне важна гармония между его собственными произведениями и предметами обстановки. Судьбы последних до недавних пор оставались неизученными. Среди экспонатов — комоды из розового дерева, бирюзовые французские декоративные вазы, мраморная и фарфоровая скульптура. Впервые за долгие годы они встретятся в задуманных Матиссом и его московским покровителем сочетаниях.
В последнем зале речь пойдет о собрании икон, которое находилось в доме Сергея Иванович Щукина. Часть этой коллекции — как произведения музейного уровня, так и небольшие иконы — удалось обнаружить в Государственном музее истории религии. Во время своего визита в Москву осенью 1911 года русскими иконами восхищался Анри Матисс. Встреча с русским искусством оказала значительное влияние на его творчество. Об этом напомнит и эпилог проекта: «Розовая мастерская» из собрания Щукина и акварельный эскиз картины «Красная мастерская», написанный Матиссом после возвращения из России. Это сравнение предложил внук коллекционера — Андре-Марк Делок-Фурко, давний друг Пушкинского музея.
Алексей Петухов, куратор выставки, ведет канал «“Неизвестный Щукин”. Кураторский блог Алексея Петухова». В своем блоге он рассказывает об идее проекта, концепции залов-историй, процессе поиска экспонатов, реставрации и исследованиях, показывая процесс подготовки выставки изнутри.
К выставке выпущены фундаментальные издания на русском и английском языках со статьями отечественных и зарубежных исследователей, включая выдержки из египетского дневника Сергея Ивановича Щукина, а также компактный путеводитель.
Впечатление о проекте сможет дополнить специальный выпуск журнала PRABABOUSHKA, созданный совместно с Пушкинским музеем. В новом номере — интервью с директором ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизаветой Лихачёвой, с куратором выставки Алексеем Петуховым, главным биографом братьев Щукиных Наталией Семеновой и внуком Сергея Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, опубликованные архивные материалы и многое другое. Приобрести издание можно на официальном сайте журнала, в музейных магазинах, а также в других местах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.