Зоя Вязовская, преподаватель Московского Флейтового Центра, преподаватель класса флейты в МССМШ им. Гнесиных и АМК при МГК им. Чайковского. Солистка ансамбля Classics-Art и квартета «Черный Квадрат», лауреат международных конкурсов флейтистов, артист фирмы Altus Flutes.
С чего конкретно начать знакомство с флейтовой музыкой — очень индивидуальный вопрос. Бах, Моцарт, Вивальди, Бетховен, Чайковский, Глинка, Дебюсси, Равель — многие композиторы создали шедевры, которые с наступлением каждой новой эпохи будут бесконечно переосмысляться. Порой и ребёнок с удовольствием слушает оперу или с замиранием сердца смотрит классический балет, а чаще — не захочет знакомиться с классикой, прежде чем не услышит ее в любимом мультфильме.
На сегодняшний день флейта незаметно проникла во все возможные жанры и стили. Рок-группы с флейтой уже давно не редкость, к примеру, Jetthro Tull и Genesis. Популярна флейта-битбокс, ее можно послушать в исполнении Greg Patillo, для джазовых коллективов она тоже остаётся актуальной. При этом есть и совсем необычные, но безумно интересные современные составы — например, Marimba Plus, где есть и флейта, и кларнет, и саксофон. И, конечно, квартет «Черный квадрат», который демонстрирует неожиданные сочетания стилей и жанров, основываясь на классике.
Чтобы лучше узнать возможности современной флейты и полюбить её, можно для начала насладиться прослушиванием следующих композиций:
1. «La Badinerie» или «Scherzo» из си-минорной сюиты Иоганна Себастьяна Баха, в простонародии — «Шутка» Баха. Эта мелодия знакома всем даже по рингтонам на мобильных телефонах. Последняя часть сюиты стала своего рода визитной карточкой флейтистов по всему миру: лёгкая пьеса в простой двухчастной форме с потенциалом для виртуозной орнаментики.
2. Мелодия из оперы-трагедии «Орфей» Кристофа Виллибальда фон Глюка. Чувственная история о музыканте Орфее, сошедшем в царство Аида, чтобы вернуть возлюбленную Эвридику, легла в основу оперы барочного композитора К. В. Глюка. Бог любви Амур уверяет Орфея в том, что звуки его лиры смирят гнев владык роковой тьмы. Чтобы Эвридика вновь вернулась в мир живых, он должен выполнить только одно условие — не обернуться и ни разу не взглянуть на неё, пока она идёт за возлюбленным по подземному царству. Мелодия звучит во втором действии, обрамленная танцем блаженных теней, без слов говоря о любви и утрате. Одна из теней соединяет руки супругов, чтобы те начали обратный путь. Но Эвридика, не зная ничего о завете богов, упрекает Орфея в безучастности и впадает в отчаяние. Она говорит: «Лучше мне опять умереть и забыть тебя!». Орфей бросает вызов богам и обнимает любимую, обратив на неё взор, — Эвридика умирает. В опере, конечно, Боги возвращают её, в мифе же Орфей умирает, разодранный фракийскими женщинами за то, что ими пренебрег.
3. Антракт из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Прекрасное соло флейты, которое затем в сопровождении арфы олицетворяет собой рассвет и обогащается красками других солирующих духовых, далее уступающих место выходящей на первой план мелодии струнных. В опере, где основное действие связано с миром жестоких и беспощадных страстей, этот островок райского спокойствия — важнейший момент в драматургии.
4. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Царь Гвидон в образе крупного насекомого, ужалившего сватью бабу Бабариху не в глаз, а в нос, нуждался в красочной музыкальной характеристике. Для неё композитор использовал все возможности на тот момент уже достаточно развитой поперечной флейты — это виртуозное хроматическое соло, охватывающее весь диапазон инструмента в блестящих пассажах под аккомпанемент оркестра, пытающегося «поймать» шмеля.
5. «The Great Train Race» Яна Кларка. В наше время отношение композиторов к флейте выходит за рамки привычного представления об инструменте. Благодаря композициям Яна Кларка, например, «The Great Train Race» или «Zoom Tube», можно переосмыслить возможности флейты, услышать весьма неожиданные решения и тембры. В настоящее время флейта — универсальная машина, способная на предельное разнообразие тембров, обладающая обширным диапазоном, позволяющая постигать виртуозность и играть музыку во всевозможных стилях и жанрах.