15 октября в кинотеатре «Художественный» состоялась премьера документального фильма Александра Брынцева «ДЖАЗ 100», посвящённого столетию джазового искусства в России.
Сценаристом фильма выступил главный редактор «ДЖАЗ.Ру» Кирилл Мошков, автор идеи и продюсер — Игорь Бутман. В фильме принимали участие ветераны джаза, стоявшие у истоков зарождения джазового искусства в России, заслуженные артисты Российской Федерации, легендарные импровизаторы Алексей Козлов, Давид Голощёкин, Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов, Борис Фрумкин, Лариса Долина, Даниил Крамер. Среди многочисленных спикеров, историю джаза рассказывают профессиональные актеры Виктор Сухоруков, Алексей Гуськов, Аня Чиповская, Виктор Добронравов и Евгений Миронов; одним из самых поворотных моментов фильма стало участие легендарного старейшины российского джазового сообщества, 90-летнего петербургский музыковед Владимир Фейертаг. Картину снимали операторы Ирина Уральская и Анатолий Петрига.
Фильм «Джаз. 100 лет» уникальный и первый российский фильм об истории российского джаза со сложной судьбой. Официальной датой точки отсчета становится 1 октября 1922 года, когда впервые в России состоялся первый зарегистрированный концерт экспериментального оркестра джаз-банда Валентина Парнаха, российского танцора, хореографа и музыканта. Парнах принес в СССР не столько сам джаз, сколько его идею, — подчеркивается в фильме. Главная идея фильма — не только воссоздать документальную историю советского и российского джаза, но дать толчок молодому поколению. В фильме собраны и использованы более 600 уникальных фотографий, 95 аудиотреков и кинохроники, среди которых зритель может ознакомиться с первой незвуковой записью американского бэнда, выступавшего в Москве в 1922 году. А в 1932 была сделана первая музыкальная запись «Теаджаза» (театрализированного джаза) Леонида Утесова. Фильм подробно рассказывает, как медленно проникавший джаз на территорию СССР постепенно обрастает новыми музыкальными формами, впитывая одесскую или волжскую мелодику, пионерские мотивы, которые накладываются на джазовые синкопические ритмы.
История джаза тесно переплетена с мировой историей — Великая Отечественная война, фултонская речь Черчилля, эмиграция музыкантов в Китай, США, а затем настоящее возрождение джаза — у него была нелёгкая судьба, но джаз выжил, самосохранился и дал огромный, мощный, интеллектуальный толчок — здесь авторы показали, что история джаза — это человеческая история, борьба музыкантов за жизнь и музыку. «Очень интересно, как все происходило, когда все поняли, что джаз это не только развлекательный, но и серьезный, просветительский вид искусства. Джаз дает возможность импровизировать — хотя мы живём по определенным законам, мы импровизируем – это в наших чувствах, и в наших делах и умах» — комментирует Игорь Бутман.
Съёмки фильма проводились не только в России, но и за рубежом. Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ростов-на-Дону, Израиль, Германия, Соединенные Штаты, — география фильма обширна, как и сам джаз, который играют во всех уголках мира. «Я готовился к этой работе не полтора года, а все предыдущие 24 года, и, если бы не наши первопроходцы, по чьим стопам мы пошли, было бы намного сложнее. С июня по конец сентября мы монтировали фильм, который был уже снят, 6 раз в неделю по 8-9 часов каждый день. В Нью-Йорке для нас снимал специальный человек, так как один из самых известных джазовых музыкантов Валерий Пономарев живет в Нью–Йорке и нельзя было не включить его в этот фильм», — поделился сценарист фильма Игорь Мошков.
Однако, фильм для кино — это лишь малая часть огромной работы. Впереди зрителей ждет телеверсия джазовой истории — это пять фильмов, каждый из которых длится более 50 минут. Впрочем, авторы фильма поставили перед собой не только задачу включить архивные записи Александра Цфасмана, легендарного оркестра Олега Лундстрема, Георгия Гараняна, Юрия Саульского, систематизируя ступени развития этого музыкального направления, но и создать новую историю для молодого поколения, у которого гораздо больше возможностей для игры и развития, чем в предыдущие советские годы. «В будущем очень много объединений джаза: электроника, акустика, авангардное направление – надо воспитывать таланты, которые смогут создать что-то новое: все зависит от того, как мы сейчас покажем нашу историю и как мы вдохновим талантливых музыкантов на новые свершения», — поделился Игорь Бутман.
Кардинальные изменения джаза в фильме отражены в новой, российской вехе. Джаз становится чем-то глобальным и наднациональным с точки зрения философии — только представьте кадры с международного фестиваля в Санкт-Петербурге участием десятков музыкантов, которые объединяются в ансамблевой импровизации, внося оттенки своей музыкальной школы, джазовой индивидуальности или фольклорной традиции.
Джаз действительно похож на расширяющуюся вселенную, у которой, хотя есть свои музыкальные правила и законы, но фантазия импровизации абсолютно безгранична. Сила джаза — в бесконечных возможностях музыкальной свободы и жизнеутверждающей силе, — словно говорится в фильме.
«Я застала те времена, когда слово джаз нельзя было даже произносить вслух. И я не думала, что я застану сегодняшние времена. Я бесконечно счастлива» — прокомментировала фильм Лариса Долина.