Картина — зрелищный вид искусства. Но эта зрелищность подобна недрам, в которых скрыты силы, со зрелищем не ассоциированные.
Одной из организующих сил в этой серии является сила интервала или дистанции. Дистанции, которая не должна быть воспринята как некий универсальный закон, как нечто само собой разумеющееся как, например, «визионерское отдаление» от ложно-явленного.
В этой серии
образы —
это записи
переживаний.
«Объект над соседским домом» (2018) — это документация переживаний человека, увидевшего этот объект летом 2017 над моим домом. Рядом с этим холстом — мой рисунок 1988 года, на котором также можно узнать некую фигуру «в небе».
Это не работа двух отдельных объектов, между которыми можно расположить дистанцию как третье содержание: как грубое время, как мгновенную вспышку пустоты или даже как абстрактный коммуникативный узел.
Дистанция, о которой я хочу говорить, это способность смыслового образа становиться. Способность двух образов утверждать общий смысл, не обладая ни единой идентичностью, ни единством времени, ни цитированием друг друга. Но оговорюсь, что здесь мне не видится произвола: образы не могут быть какими угодно, чтобы оказаться сцепленными. Потому что жизненная реальность не имеет замены, то, что стало случаем такого становления — им стало.
Не образ, испускающий эманацию присутствия меня интересует, а появление, которое создает нечто вроде самозначимой процедуры, требующей себя замечать.
То, как сформировалась эта дистанция-появление, отразилось в конкретике наших человеческих отношений. В какой-то момент, пошатнувшей молчаливую привычку разговора об индивидах, как приневоленных к изоляции единицах.