Ей было всего восемнадцать лет, когда случилась эта жуткая авария — автобус, на котором ехала Фрида Кало, столкнулся с трамваем. Многочисленные переломы позвоночника, таза, ключицы, ребер, костей правой ноги, в добавок проткнутые металлическим перилом живот и матка — врачи сомневались, что после таких травм девушка выживет. Целый год она была прикована к кровати. Чтобы заполнить чем-то часы одиночества энергичная от природы Фрида попросила у отца кисти и краски. Так автомобильная авария стала началом творческого пути художницы.
Роковая авария
«В искусстве я не любитель и не знаток. Я просто девушка, которой нужно работать, чтобы жить».
Любящий отец специально для дочери сделал подрамник, позволяющий писать лежа, а сестра под балдахином кровати прикрепила большое зеркало. «Я изучала свое лицо, малейшие движения, складки простыни, очертания ярких предметов, которые окружали меня. Я постоянно видела себя. Фрида изнутри, Фрида снаружи, Фрида везде, Фрида без конца…», — впоследствии рассказывала Кало. Так автопортреты стали главной сюжетной линией в творчестве художницы. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и являюсь той темой, которую знаю лучше всего», ─ делилась мыслями Кало: «Я никогда не рисую сны или кошмары, я изображаю собственную реальность». Девушка пережила более 30 операций, ее ноги были покрыты шрамами, прятать которые она предпочитала под длинными юбками традиционных мексиканских нарядов, а непрекращающаяся ноющая боль стала ее бессменной спутницей до самой кончины. Единственным лучом света в темном царстве были кисти и краски. «Я осталась жива. Мне есть ради чего жить, ради живописи», — говорила Фрида матери.
Брак слона и голубки
«Революция это гармония формы и цвета, все движется и остаётся на месте, повинуясь одному закону: имя ему жизнь».
Именно благодаря живописи начинающая художница познакомилась со своим будущим мужем Диего Ривера, обратившись к маэстро с просьбой оценить ее работы. Что привлекло Диего больше: талант девушки или ее яркая неординарная внешность до сих пор остается загадкой, но с этого момента судьбы двух мастеров были неразрывно связаны. Этот союз родители невесты окрестили «браком слона и голубки», поскольку жених был старше супруги на 21 год, выше на две головы и тяжелее вдвое. Не отличаясь особой красотой, Ривера пользовался большим успехом у женщин.
Фрида и Диего
Бурная семейная жизнь пары с регулярными ссорами, громкими скандалами и последующим примирением напоминала латиноамериканский сериал. Хотя любвеобильный живописец не раз повторял, что Фрида — это единственная женщина, к которой он испытывал настоящие чувства, это не мешало маэстро довольно часто заводить романы на стороне. Апофеозом стала любовная связь Риверы с Кристиной, младшей сестрой художницы, после чего незамедлительно последовал развод. «Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны… Это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям», — рассуждал о расторжении брака Ривера. Маэстро оказался прав, жить отдельно они не смогли и вновь сыграли свадьбу. О своем муже Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
Муза модельеров и художников
«Искусство — аналог крови в социальном организме человечества».
Фрида, как и ее супруг, не отличалась примерным поведением. Она часто сквернословила, много курила, злоупотребляла алкогольными напитками, вступала в любовные связи, как с мужчинами, так и с женщинами. Ей даже приписывали роман с советским революционером Львом Троцким, иммигрировавшим с женой в Мексику. Однако, несмотря ни на что главным мужчиной ее жизни оставался Диего Ривера. «Жить без него не могу. Он мой сын, он моя мать, мой отец, мой супруг. Он мое все», — писала в своем дневнике Кало. Другой всепоглощающей страстью художницы по-прежнему была живопись, ради которой она была готова совершать безумные поступки. Так в 1953 году в галерее Лолы Альварес в Мехико должно было состояться открытие ретроспективной выставки работ Кало, однако сама художница в это время находилась в больнице. Фрида не могла пропустить такое событие. Под вой сирены «скорой помощи» ее внесли в зал и уложили на ее знаменитую кровать с балдахином.
Эксцентричность Кало словно магнит притягивала творческих личностей со всех уголков земного шара. Ее изображения не раз украшали фрески Риверы даже на революционные темы, а национальные костюмы, которые так любила Фрида, вдохновили реформатора итальянской моды дизайнера Эльзы Скиапарелли на создание платья «Мадам Ривера», в 1939 году портрет Кало появился на обложке французского издания Vogue.
Сальма Хайек и эксцентричная Фрида
Биография неординарной художницы до сих пор будоражит умы интеллектуальной публики. Однажды услышанная история о яркой жизни Фриды запала в душу голливудской актрисе Сальме Хайек и она решила создать фильм, повествующий о судьбе Кало. «Мне хотелось понять эту удивительную женщину, в которой не было ни грамма банальности, а не просто пересказать ее биографию», — делилась воспоминаниями Хайек. На подготовку к съемкам ушло более шести лет. За это время Сальма встретилась с не одним десятком сценаристов, но каждый раз она оставалась недовольна текстом. В итоге к работе подключился друг актрисы Эдвард Нортон, который и создал итоговый сценарий ленты.
Кадр из фильма «Фрида»
Актерская работа потребовала от Хайек не меньшей самоотдачи, нежели продюсирование. Ради сходства со своей героиней Сальма брила верхнюю губу, чтобы на ней появились маленькие усики, какие были у Фриды, носила туфли на разной по толщине подошве, которые помогали более точно воспроизвести слегка прихрамывающую походку художницы, переболевшую полиомиелитом в детстве, и разделась перед объективом телекамеры. «В фильме «Фрида» действительно много обнаженной натуры. Но, поверьте, я чувствовала себя гораздо более скованно на съемочной площадке «Дикого, дикого Веста», где мне вообще не приходилось раздеваться. Здесь же все выглядит органично — даже когда я нахожусь в постели с другой женщиной. Ведь главной задачей ленты было показать не нагое тело, а то кем была художница на самом деле, пусть даже таким способом». Труды Сальмы не пропали даром. Ее «Фрида» получила две премии Оскар в номинациях «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший грим», а племянница Кало была настолько тронута лентой, что подарила Сальме Хайек ожерелье художницы.
Иллюстрация: Валерия Гудкова