На его счету более 40 реализованных кино- и телевизионных проектов. Работа врачом-реаниматологом и игра в КВН. В самый разгар пандемии в качестве генерального продюсера он выпустил ряд проектов. Это и веб-сериал «Записки отельера #Гельвеция», и нашумевшая экскурсия «Третьяковка со Шнуром». Так, «Отельер» вошел в десятку самых популярных сериалов на одной из крупнейших онлайн-платформ. А онлайн-экскурсия по Третьяковке побила все рекорды по просмотрам. О кино, искусстве и о честности в индустрии мы пообщались с главой кинокомпании Team Films Теймуром Джафаровым.

Есть мнение, что российское кино умерло…
— И есть мнение, что вообще кинематограф умер, потому что за последние 10 лет не вышло столько великих картин, сколько подарил нам несравненные культовые шедевры период 80–90-х годов прошлого века.
А еще есть мнение, что «Оскар» стал политизирован и абсолютно не имеет уже отношения к профессии. И то, что «Паразиты» выиграли по всем основным номинациям, лишь подтверждает это мнение.
Мнений много, а кино как жило, так и будет жить. Оно просто видоизменилось согласно зрительскому влиянию. К большому сожалению, отмечу: сегодняшнее влияние зрителя на кино — такая же трагедия, как и влияние зрителя на телевидение, когда программы оценивают по рейтингам, а качество контента уходит на второй-третий план. Да, массовое смотрение всегда приносило и приносит деньги. Но при этом кино теряет свою воспитательную и эстетическую функцию, перестает прививать определенный вкус и культуру подрастающему поколению. Так что сейчас, когда заходит речь о кино, мы вынуждены констатировать: индустрия идет на поводу у толпы.
Кино — это искусство или КВН?
Искусство — это владение любым ремеслом с добавлением таланта. Вспомните: многие именитые итальянские мастера изготавливали скрипки, но только Страдивари создавал инструменты, ставшие настоящими шедеврами. Каждая его работа — искусство. Давайте рассмотрим, к примеру, сапожников. Есть много дизайнеров, но сравните их с Jimmy Choo и Christian Louboutin. Не нужно разбираться в тонкостях этого ремесла, чтобы увидеть, как владение технологией переходит в искусство, как гениальность и талант выводят мастерство на совершенно другой уровень.
Критерии кино как искусства…
Объективных критериев как таковых в кино нет. Каждый раз это человеческий фактор — выбор той или иной комиссии, жюри, определенного авторитетного человека. Где та грань, отделяющая ремесло от искусства? Никто не скажет. Хотя для того, чтобы твоя работа встала в один ряд с произведениями искусства, нужно овладеть ремеслом. Думаю, в качестве зрителя все мы понимаем: здесь есть талант и гениальность, а здесь ничего не тронуло, только красивая картинка, не больше…
Лучшие фильмы последних лет… Какие?
Очень много разных критериев для оценки. Категория «лучшие» — довольно субъективный фактор. Как оценивать? То, что нравится мне, еще не значит, что, к примеру, этот фильм собрал лучшую кассу. Может, нам перейти от лучших фильмов к любимым (улыбается)?
За последний год мне очень понравился «Текст» Клима Шипенко, как и его работа «Холоп». Одна картина принесла громадную кассу команде проекта, другая заставила зрителя задуматься, остановиться и переосмыслить привычные вещи. Хорошая работа «Балканский рубеж» Андрея Волгина. И без особой эйфории от собственного творчества — наш фильм «Жара» тоже получился. На «Кинотавре» в прошлом году я для себя выделил фильм Юсупа Разыкова «Керосин».
У меня много любимых зарубежных фильмов прошлого столетия. Как можно не любить «Зеленую милю» или «Побег из Шоушенка», например?
Любимый режиссер (российский, зарубежный)…
Из сегодняшнего мейнстрима, конечно, Клим Шипенко в своем жанре, в другом — Жора Крыжовников. Есть много других талантливых режиссеров и авторов, не хочется кого-то обижать. А так основные столпы, бесспорно, это и Георгий Данелия, и Марк Захаров. Из зарубежных — Паоло Соррентино, Кристофер Нолан, Тони Скотт.
Современный зритель чаще предпочитает драму или комедию?
По-разному. Сейчас, скорее, предпочтение мультижанровым историям. Просто смотреть комедии весело, но уже стало скучно. Смотреть драму — тем более. Драма без юмора внутри сюжета уже не работает.
«Честность в кино» — есть такое понятие?
Я не знаю, что такое честность в кино (задумался). И даже в жизни честность довольно условна, согласитесь. Одну и ту же ситуацию каждый участник процесса видит по-своему, исходя из своего менталитета, культурного кода. Вообще к честности нужно стремиться во всех аспектах жизни. Когда человек честен с собой, он честен и с окружающим его пространством. Каждый из нас всегда вкладывает свою чистоту и частоту в отношения, проекты, которые создает.

Беседовала Рената Гарифуллина
Опубликовано в  ESP (2/25)