Бобур. 2013. Металлический каркас. Березовая лоза.
Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля «Архстояние»

Галерея «ГУМ-Red-Line» представляет выставку «Русская античность» основателя артели «Никола- Ленивецкие промыслы» и фестиваля «Архстояние» Николая Полисского, пионера российского лэнд-арта.

В экспозицию первой персональной выставки художника в Москве войдут деревянные скульптуры, в которых он переосмысляет наследие античности. Важной частью экспозиции станет своеобразная ретроспектива фестиваля «Архстояние» за годы его существования. Выставка продлится до 12 сентября.
Проект курирует Антон Кочуркин, продюсерами выступили Юлия Бычкова и Иван Полисский.
Экспозиция объединяет в единое целое два смысловых уровня: ландшафт земли и ландшафт неба. Первый слой — базовый, связанный корнями с творчеством гения места Николая Полисского и основанной им артели деревенских жителей, которые с его помощью стали художниками.
Эту часть экспозиции составляют деревянные скульптуры Николая Полисского и «Никола-Ленивецких промыслов» — серия «Русская античность», отсылающая к руинированным классическим базовым элементам. Серия объектов, собранных из орешника в духе классического зодчества и скульптуры, заново изобретает античность — так, как если бы она рождалась в русской деревне. Николай Полисский и его соавторы создают колонны, базы и архитравы не из мрамора и гипса, а из древесины кустарника, обильно растущего в лесах вокруг деревни Никола-Ленивец.

Николай Полисский. 2021
Фотограф: Георгий Сапожников для GUM-Red-Line
Из проекта «Русская античность». Никола-Ленивецкий ордер. Капитель № 3. Орешник, металлическая основа, ручная работа по дереву. 2021. 310 х 95 х 120 см.
Фото: Георгий Сапожников для GUM-Red-Line

Серия «Русская античность» развивает традицию, сложившуюся с первых лет деятельности Николая Полисского и его артели в Никола-Ленивце. С 2000 года художники переосмысливают архитектурные «бренды»: в 2000 году был возведен месопотамский «Зиккурат» из сена, в 2001-м — «Акведук» из снега, в 2002-м — «Дровник»-замок, в 2003-м — «Медиабашня». «К 2020–2021 году пришло время обратиться к началу — подпитаться от античного искусства, заложившего принципы и основы дальнейшей истории градостроения», — говорит Николай Полисский.

Угруан. 2019. Ветви лозы, краска. Высота объекта более 25 м.
Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля «Архстояние»

Второй слой экспозиции — нематериальный, являющий собой энергию художественного творчества и эксперимента с территорией, поиска места жизни в искусстве. Слой представлен проектами, реализующимися на территории Никола-Ленивца: фестивалем «Архстояние», Ночью новых медиа, «Архстоянием Детским», а также другими событиями разного масштаба, после которых в парке остаются монументальные произведения архитектуры; однако многое уходит, и не сохраняя по себе материальных следов. Этот слой представлен медианосителями и включает в себя медиапроекты «Архстояния»: перформансы, видеофильмы и другие арт-проекты, запечатленные за шестнадцать лет существования фестиваля. Многие из них будут показаны впервые, в том числе видеоперформанс немецкого художника Марка Форманека длительностью 32 часа и несколько документальных фильмов об «Архстоянии».

Марк Форманек. Ленивецкие часы. Кадр из видеодокументации перформанса-инсталляции на Архстоянии. 2014

Вселенский разум. 2012. Деревянные балки, зеркальные пластины. Диаметр 12 м.
Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля «Архстояние»