В рамках мировой премьеры «Евгений Онегин. Сожженная глава» 19 июня в Большом зале Московской консерватории, симфонии-действа для хора, оркестра и пяти солистов продюсера театра и кино Павла Каплевича мы познакомились с Игорем Райхельсоном. Для спектакля «Евгений Онегин. Сожженная глава» Игорь Райхельсон впервые написал музыку для синтетического жанра оперы. Она призвана открыть путь для дальнейших попыток разгадать поэтическую тайну Х главы.

Музыканта называют одним из ведущих современных композиторов-неоромантиков. Его мелодичная и экспрессивная музыка известна во всем мире. В основе творчества Рейхельсона лежит сочетание джаза и классики. Композитор, пианист и дирижёр гастролировал со знаменитыми джазовыми музыкантами, как Эдди Гомез и Джон Лок. Музыкант написал несколько произведений для Юрия Башмета, в том числе, «Адажио» для альта, исполненное альтистом и оркестром «Солисты Москвы» в нью-йоркском Carnegie Hall в память о событиях 11 сентября 2001 года. «Джазовая сюита» для альта, саксофона и фортепиано с джаз-оркестром Игоря Райхельсона звучала в Lincoln Center под руководством автора в исполнении Юрия Башмета и оркестра «Солисты Москвы», Игоря Бутмана и его Big Band Jazz Orchestra.

Игорь, расскажите о вашей работе над проектом «Евгений Онегин. Сожженная глава» Павла Каплевича. Как началось сотрудничество с Павлом? Сложно ли писать музыку на стихи А.С. Пушкина?
— С Павлом Каплевичем я познакомился на нашем с Емельяном Захаровым Т-фестивале в Новой Третьяковке. Подружились. Он послушал мои произведения и предложил написать музыку для загадочной X главы «Евгения Онегина». Я, как мог, сопротивлялся этой идее. Можно себе представить, как любому композитору страшно прикасаться к тому, что связано непосредственно с П.И. Чайковским и А.С. Пушкиным. Существует много версий, какие строки «сожжённой главы» принадлежат А.С. Пушкину, а какие нет. До сих пор остается открытым вопрос, это талантливая мистификация или один из возможных вариантов реконструкции. Важно, что сохранен Пушкинский слог. Именно текст, в данном случае, диктует семантику, поэтому музыка получилась мелодичной, с аллюзиями на И.П. Чайковского. При этом мой собственный почерк, я надеюсь, будет узнаваем. Мне казалось необходимым сохранить связь между современным произведением и гениальной музыкой И.П. Чайковского. Такой, маленький мостик, межвременной, связующий наше время и безвозвратно ушедшее…

Что такое синтетический жанр оперы?
— Наверное, нельзя назвать мое произведение 100-процентной оперой, но синтетичность, свойственная опере, в нем сохранена. Вы услышите литературные тексты, исполненные замечательными артистами*, через некоторое время, появится видеоряд, который будет сделан известным художником. Исторические костюмы на наших артистах завершают целостность художественного взаимодействия разных видов искусств.

*Примечание: Проводниками в полумистический мир «Евгений Онегин. Сожженная глава» станут народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, один из лучших чтецов страны Александр Филиппенко (партия Введения в оперу) и знаменитый писатель, журналист Михаил Зыгарь, профессионально работающий с историческим материалом (Глас и Глаз народа). В постановке примут участие известные оперные исполнители, выступающие в лучших театрах мира: Светлана Касьян (сопрано), Екатерина Лукаш (меццо-сопрано), Михаил Петренко (бас), Алексей Исаев (баритон) и Иван Гынгазов (тенор). Музыка Игоря Райхельсона в этот вечер прозвучит в исполнении музыкантов Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова и Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова. Дирижером станет Филипп Чижевский, лауреат «Золотой Маски», известный своей экспрессивностью, точностью и вместе с тем оригинальностью интерпретаций музыкальных произведений.

Как вы относитесь к экспериментам в музыке?
— К экспериментам я отношусь крайне осторожно, хотя сам начал творческую карьеру с эксперимента, соединив в одном концерте замечательного альтиста Юрия Башмета и столь же замечательного джазового саксофониста Игоря Бутмана. Я написал для них джазовую сюиту для альта, саксофона, джазового и струнного оркестров. Соединил, казалось бы, несоединимое. Произведение имело успех во многих странах мира. Да, я отношусь с осторожностью, но понимаю, что без экспериментов не рождается новое. Главное, чтобы это новое, было жизнеспособным. Не эксперимент ради эксперимента, а для движения вперёд, к каким-то принципиальным открытиям.

Что вы считаете главным достижением в своей музыкальной карьере?
— У меня было много знаковых премьер, как в России, так и в Америке и Европе. Многие мои произведения вошли в репертуар знаменитых исполнителей: Б. Березовского, А. Князева, Ю. Башмета. Самый главный критерий для композитора — это востребованность. Я считаю себя счастливым человеком, потому что мою музыка играют, она звучит в концертных залах, выходят диски за рубежом и в России. Но все же барометром для меня является мой слушатель, замечательная публика, которую не обманешь. Любая похвала из уст простого слушателя для меня драгоценна.

За последние несколько лет у вас вышло три музыкальных альбома, записанные на студиях Toccata Classics в Англии. Расскажите про каждый из альбомов? Можно ли услышать их на площадках ITunes или Spotify?
— Последние семь лет я сотрудничаю с этой компанией в Лондоне. Мне очень нравится с ними работать. Они специализируются на поиске новых имён или старых незаслуженно забытых. Первый раз я записал с ними Джазовую сюиту, Маленькую симфонию для струнных Инструментов, «Адажио» для альта и струнных. «Адажио» стало знаменитым после исполнения ее Юрием Башметом в Карнеги Холл. Диск записан «Солистами Москвы», Юрием Башметом, Игорем Бутманом и Вашим покорным слугой. Этот диск получил высокие оценки критиков и был выбран лучшим диском месяца. После, были записаны ещё два цикла, это симфоническая и инструментальная музыка. Концерт для виолончели с оркестром -солист А. Князев, фортепианный с Б. Березовским, альтовый с Ю. Башметом. Параллельно вышли диски с камерной музыкой, где солировали такие замечательные музыканты, как К. Лившиц, М. Бушков, Е. Асташова. На очереди фортепианный квартет и, может быть, сожженная глава тоже войдёт в этот диск. Все это можно послушать на любых платформах, все это абсолютно доступно.

Что вы можете сказать о молодом поколении музыкантов, композиторов?
— Я думаю, что молодых и талантливых исполнителей у нас много. Есть среди них очень серьёзные музыканты, у которых, несомненно, большое будущее. Что касается композиторов, тут я ничего не могу сказать, потому что авангардную, концептуальную, как сейчас это называют, музыка, я не признаю. Так как она базируется на математически- интеллектуальной формуле. Я верю в музыку мелодичную, полную насыщенной гармонии и Смысла, которая полагается на эмоциональное восприятие. Музыку, в которой есть драматургия, развитие. Но это мое личное мнение.

Как бы объяснили понятие музыкальный эстет?
— Это выражение весьма неоднозначно. С одной стороны, все культурные люди стремятся к красоте и гармонии. Тяга к прекрасному свойственна человеку. С другой стороны — эстет, чаще всего, оторван от повседневной жизни и зациклен на себе. Блок называл эстета «презрительным». «Муж твой носит томик Уайльда, шотландский плед, цветной жилет… твой муж-презрительный эстет».
Истинных эстетов мало! Это особый талант: знать, чувствовать, иметь вкус, чувство меры и великодушие.