Никита Шохов
В мае 2021 года в Москве в пространстве арт-платформы Cube.Moscow состоится открытие выставки «Последний марш» — иммерсивного проекта американского художника, режиссера-документалиста Наума Медового (1937) и видеохудожника Никиты Шохова (1988), которые вместе с композитором Олегом Макаровым (1985) рассказывают о трагедии миллионов военнопленных, пропавших без вести во время Второй Мировой войны.
Сопоставляя кадры военной хроники со сценами сегодняшней жизни, снятыми в Москве, Нью-Йорке и Берлине, художники размышляют о жизни людей тогда и сегодня, коллективной истории и социальной памяти, нашей общей ответственности, которую мы несем за будущее. «Наш проект поможет зрителю проживать очень личный эмоциональный опыт», — говорит Наум Медовой. Диалог между двумя разными поколениями художников выстраивает культурный мост между американской и российской арт-сценами.
Идея проекта Медового сфокусирована на Второй Мировой войне как наиболее значимом событии новейшей истории. В основу выставки легла документальная поэма «Без вести пропавшим и их близким посвящается» из цикла «Последний марш», снятая в 1972 году Наумом Медовым совместно с Евгением Хлевнером. Тогда, тема советских военнопленных и пропавших без вести была запретной. На многократные правки 30-ти минутного фильма ушло два года. Иносказательная поэтическая форма фильма, в котором не было слов диктора, но была эмоция, адресованная еще помнящим войну, позволила авторам добиться цензурного утверждения. В 1982 году, благодаря рекомендации близкого друга и художника-нонконформиста Олега Целкова, Иосиф Бродский помог Медовому показать фильм на американском телевидении под одноименным выставке названием.
Никита Шохов рассказывает: «Как художник я работаю с документальным материалом и в последнее время с визуальными иммерсивными медиа. Мне было интересно участвовать в этом проекте, так как я увидел большой потенциал иммерсивной документальности, которая связывает разные исторические эпохи. У нас с Наумом сложился продуктивный диалог как с художником старшего поколения».
На выставке будет показана иммерсивная 10-канальная видеоинсталляция, в которую вошли архивные материалы советской и немецкой кинохроники времен Великой Отечественной войны, современные документальные съемки, сделанные в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Экраны в человеческий рост позволят зрителю стать очевидцем прошлого, наблюдая за ними из настоящего. На выставке будет показан цикл графических работ. Взяв за основу распечатанные черно-белые кинокадры из фильма, Медовой наложил на них образы полевых цветов как символов вечного женского ожидания близкого человека. Контрастное сочетание выцветших черно-белых снимков с живописью соединило и трагедию войны, и память погибшим, и радость великой победы.
Выставочное пространство переплетается со звуками военной хроники и электронным звуковым рядом, созданным саунд-художником Олегом Макаровым.
Куратор проекта Антонио Джеуза отмечает: «Главный урок, который способно преподать творчество Медового — искусство становится истинно современным, только когда оно не замирает перед взглядом зрителя, но продолжает идти дальше и достигает души».
В Москве проект будет показан с 29 мая по 4 июля 2021 года в Cube.Moscow — инновационной площадке для сотрудничества художников, галерей и кураторов. Вдохновленный силой межкультурного обмена и его покровителем, всемирно известным коллекционером Ули Сигг, Cube.Moscow стремится соединить российское и международное художественное сообщество. Каждый год Cube проводит более 20 выставок музейного уровня, в том числе с участием зарубежных художников.