В 1859-м году рядовому американскому инженеру и бизнесмену потребовалось совершить деловую поездку из Нью-Йорка в Чикаго. Через несколько суток он покинул вагон в состоянии крайней усталости и раздражения. В то время американские железные дороги были поделены на короткие отрезки, принадлежащие разным компаниям, и пассажирам приходилось несколько раз за день пересаживаться из поезда в поезд, а вагоны напоминали деревянные ящики с неудобными скамьями.
Уставший в путешествии Джордж Пульман понял, чего не хватает пассажиру. Через два года он предложил владельцам железных дорог универсальное решение — пассажирский вагон с увеличенными габаритами и удобным салоном, оборудованным спальными местами и туалетами. Его идея провалилась — компании не были готовы вкладывать деньги в строительство таких «кораблей», да еще и заниматься организацией беспересадочного движения. 

Лайнеры железных дорог

В 1864-м году непризнанный вагон обрел второе рождение — пассажиропоток рос, а удобства оставались по-прежнему убогими. Первые «пульманы» стали на рельсы и совершили революцию в пассажирских перевозках, несмотря на довольно жесткую подвеску, деревянный кузов и ограниченные габариты — 20 на 3 метра. Через несколько лет было освоено производство производство цельнометаллических корпусов, поставленных на амортизированные тележки — именно с того времени вагон получил имя пульмановского, а его интерьер стал примером рационализма, удачной компоновки и роскоши. В 1867-м году компания Пульмана выпустила первый в истории вагон-ресторан. Вагон такого типа можно увидеть в знаменитом фильме «В джазе только девушки». Удобные раскладные спальные места со шторками, сиденья-трансформеры, электрическое освещение, вода, зеркала, бархатная и плюшевая обивка… Вагон стал роскошным, несмотря на то, что его компоновка оставалась аналогом современного плацкарта.

Уникальная отделка и роскошь. «Ориент экспресс»

В Европе пульмановский вагон подвергся трансформации — узкая колея железных дорог не позволяла пропускать широкие и длинные пульманы, они раскачивались и не вписывались в габариты станций. Но именно в Европе возникло новое решение — через континент пошли роскошные поезда, самый известный из которых — «Ориент экспресс». Конструкторы пошли дальше идей Пульмана. Они придумали вагон, разделенный на огромные купе, настоящие аристократические спальни с собственными санузлами и гардеробными комнатами. К ним цеплялись вагоны-салоны, рестораны и библиотеки, поэтому путешественник проводил время в поездке разнообразно и интересно.

Кадр из фильма «В джазе только девушки»

Континентальными экспрессами не гнушались и особы королевских кровей. Интерьер европейского вагона был уникальным — для каждого поезда создавались свои компоновочные и дизайнерские решения. Каждый вагон имел не только номер, но и собственное имя. На отделку шли авторские деревянные панно в стиле мозаики арт-деко, набранные из ценных пород дерева. Сейчас отдельные панно с именами вагонов, выложенными мозаикой, можно встретить только в паре музеев и частных коллекциях. Стоимость такой панели сравнима с аукционной оценкой произведений живописи. Самые известные — панно из вагонов «Ибис» и «Люсиль», настоящие шедевры прикладного искусства. Дизайн современного «Ориент экспресса» — это наследие тех времен, когда каждый вагон был шедевром технической и художественной мысли, изделием ручной сборки, уникальным, имеющим собственное имя и даже характер…
 
 

Императорский поезд в России

В России примером роскоши считался императорский поезд, в состав которого входил вагон-спальня, салон, столовая, библиотека и отдельный вагон-салон для совещаний. Кстати, знакомое многим сочетание “СВ” имеет историческое происхождение — так обозначался свитский вагон, разделенный на двухместные купе для царской свиты, родоначальник семейства нынешних спальных вагонов. А “КВ” — это камер-пажеский вагон с четырехместными купе. Интересно, что идея перевозки автомобиля в вагоне следом за титулованным пассажиром, была впервые реализована в российском императорском поезде.

Встреча царской семьи на вокзале

В России трансформация пульмановского вагона пошла дальше — в период столыпинских реформ цельнометаллический корпус на устойчивых тележках переделали, чтобы обеспечить переезд многочисленных семей крестьян-переселенцев в Сибирь. В просторном вагоне удалось разместить купе для членов семьи, кухню, баню, кладовые для вещей и продуктов и, что самое интересное, место для перевозки домашнего скота. Вагон передавался переселенцам в долгосрочную аренду бесплатно, за его перемещение по стране платила казна.