26

Алессандро Сафина с детства мечтал приблизить оперное искусство к простому слушателю. Его мечта начала сбываться. Luna — одна из самых знаменитых и любимых композиций нашего века, а ее исполнитель — обаятельный тенор, который просто не может не нравиться. Среди его поклонниц — королева Великобритании Елизавета II и первая леди России Светлана Медведева. На последнем фестивале «Новая волна» в Юрмале, блистательно исполнив две композиции, тенор влюбил в себя добрую половину женской аудитории российских слушательниц. Благодаря смешению классического и популярного жанров музыкант создал собственный стиль, который он сам определяет как «оперный рок».

Смешение стилей — это не риск

Какие внутренние мотивы побудили Вас в начале 2000-х годов переключиться на поп-обработку оперного материала?
Это получилось случайно. 20 лет я пел оперу в театрах. Потом вместе с одним музыкантом мы сделали песню в стиле поп. Мне понравилось исполнять такие композиции. Тогда и был издан мой первый оперный альбом в поп-обработке. Важно, чтобы мне нравилось то, что я делаю в искусстве. Если появляется шанс сделать что-то хорошее и качественное, я стараюсь его не упустить. И в этом случае мне уже не важно, какой это стиль. Вообще я люблю экспериментировать. Хочу попробовать свои силы в разных жанрах. Смешивать стили — это не риск. Это эксперимент.

Экспериментируя с поп-, рок- и оперной музыкой, Вы создали новый жанр. Господин Сафина, эксперимент для Вас — это средство эпатажа неискушенной публики или возможность чему-то поучиться, освоить что-то новое?
Я не думаю, что именно я создал новый жанр. Мои песни и моя музыка способствовали созданию нового жанра, новой публики и нового рынка. Я до сих пор работаю в театре.
Но при этом я пою и в поп-стиле, а Luna — она даже немножко в стиле рок. Да и свой стиль я бы назвал оперным роком, если можно так выразиться. В принципе, это зависит от композиции: если она хорошая, то я буду ее исполнять.

Что двигало Вами, когда в 2001 году вместе с Эваном МакГрегором Вы записывали саундтрек к фильму «Мулен Руж», — любовь к кино, возможность исполнить песню Элтона Джона Your Song или что-то другое?
Обе названные вами причины на меня повлияли. Работа над саундтреком была отличной возможностью для знакомства и сотрудничества с великими артистами. Я с большой радостью и энтузиазмом подошел к этому проекту. У меня было огромное желание получить новые впечатления.

Вы считаетесь мастером дуэтного пения — вспомним потрясающие дуэты с Сарой Брайтман, Элтоном Джоном, Эваном МакГрегором, Суми Йо… Почему были выбраны именно эти партнеры и что дает Вам содружество пения в дуэте?
Создание всех этих дуэтов — случайное стечение обстоятельств. Мне посчастливилось встретить больших артистов, с которыми я мог не просто выразить себя, но и оставить о себе приятные отзывы. Если же вы спросите меня о самом значимом для меня дуэте, то это, несомненно, был дуэт с Элтоном Джоном в 2002 году. Я встретился с ним в Нью-Йорке в переломный момент своей карьеры. Могу сказать — он великий артист и потрясающий человек. Дуэты с остальными исполнителями тоже произвели на меня неизгладимое впечатление.

Кумиры кумира

В одном из интервью Вы признались, что Ваш кумир — легендарный Энрико Карузо. Какие интонации пения Карузо Вы считаете гениальными и почему?
Карузо был и остается моим кумиром. Это великий тенор всех времен. И у него был великолепный голос. Я всегда находил много современного в его манере пения. Он, бесспорно, создал новый стиль и новую эру в песенном искусстве. Но меня вдохновляют и другие певцы, например Лучано Паваротти. Для меня он олицетворяет идеальный образ оперного исполнителя, одаренного голосом необыкновенной красоты и обладающего уникальной техникой пения. Я всегда хотел научиться у них экстраординарным вокальным техникам.

Что интересного Вы находите в творчестве вдохновивших Вас групп U2, Genesis, Depeche Mode и The Clash?
Классическую музыку я люблю с детства. А в 1980-х меня заинтересовал рок и джаз. По-моему, лучше хороший концерт Pink Floyd, чем плохой классический концерт.
Я, конечно, очарован уникальной способностью и умением этих исполнителей создавать новые образы. Я могу себе представить, как это сложно. Мне нравятся эти группы, прежде всего U2, и Боно — в особенности. Это человек с прекрасным чувством гуманности и великий музыкант.

Оперные партии кого из российских композиторов Вы бы хотели исполнить?
Я люблю музыку Рахманинова и Чайковского. В моей классической карьере две русских оперы: «Русалка» Даргомыжского и «Евгений Онегин» Чайковского. Партию Ленского я до сих пор помню наизусть, хотя это было много лет назад. И я бы очень хотел снова исполнить «Евгения Онегина». Я обожаю эту оперу.

С кем из российских исполнителей и какую композицию Вы хотели бы исполнить?
Русская и итальянская оперные школы подарили миру необыкновенные голоса. Наибольшее восхищение у меня вызывают недавно ушедшая Ирина Архипова, Федор Шаляпин, Владимир Атлантов, Елена Образцова. Из современных исполнителей я хочу отметить одного из самых сильных баритонов Дмитрия Хворостовского и прекрасную Анну Нетребко. Она просто великолепна. Я бы очень хотел спеть с ней дуэтом.

Скажу Моцарту спасибо!

Помимо ярчайшего музыкального таланта, у Вас прекрасное чувство юмора. Над кем Вы чаще всего смеетесь — над окружающими или собой? Чем помогает Вам юмор в жизни, творчестве?
В этом смысле я за разумное сочетание (смеется). Мое чувство юмора очень помогает мне в моей жизни и в отношениях с коллегами. И, я думаю, главным образом помогает в создании хороших отношений с моей аудиторией.

Если бы у Вас была возможность поговорить с Моцартом, о чем бы Вы его спросили?
Я бы просто сказал ему: «Спасибо! Спасибо за музыку, вдохновение и талант!»

Кого из людей прошлого или современников Вы можете назвать эстетом и что Вы вкладываете в это понятие?
В наше время эстеты — это люди, которые создают новое искусство, основываясь на прошлом опыте великих мастеров. Я бы назвал эстетом Сальвадора Дали, а из современниц, пожалуй, принцессу Диану.

Беседовал Алексей Черский
Опубликовано, ESTET №1